Истомин Константин (1886-1942)
Суд Париса
1910-е
Размер - 31,8 x 24
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-17072
Дар С.А. Сафонова. 2020
Константин Николаевич Истомин – живописец, график, художник театра, искусствовед. Он посещал харьковскую студию Егора Шрейдера, учился в школе Шимона Холлоши в Мюнхене (1906–1909), на отделении истории искусств Московского университета (1909–1913); последнее позволило Истомину широко применять свои знания не только в собственной работе, но и при обучении живописи студентов ВХУТЕМАСа – Полиграфического института – Московского государственного художественного института, преподаванию в котором он отдал двадцать лет. Истомин в большей степени известен как педагог и оригинальный живописец, соединивший в своей характерной манере знания самого широкого диапазона – от живописи французского постимпрессионизма, русского авангарда, русской реалистической школы до собственных открытий, связанных с исследованием влияния окружающей среды на цвет, согласованием в единое целое всех элементов изображения (линии, цвета, объема), эмоциональным вчувствованием в натуру.
Большой объем графического наследия мастера сохранился благодаря Леониду Казенину (1897–1965) – художнику, ученику и близкому другу Истомина, на чье попечение незадолго до смерти он оставил значительную часть своих произведений перед отъездом в эвакуацию в Узбекистан в 1941 году. Казенин составил полный список имевшихся у него работ учителя, в соответствии с которым на каждом листе он поместил номер в круге или овале. На обороте рисунка «Суд Париса» стоит номер 154.
«Суд Париса. Эскиз монументальной росписи», по-видимому, был создан еще до событий Октябрьской революции и мог быть вдохновлен такими работами, как роспись интерьеров особняка Г.А. Тарасова на Спиридоновке, выполненная Евгением Лансере и Игнатием Нивинским. На сходство указывают не только «неоклассическая» стилистика (такой ее можно назвать условно, поскольку эскиз Истомина очень схематичен), но и размещение главной сцены в восьмиугольной раме сложной формы в окружении амуров и гирлянд. В 1912 году Истомин вместе с Владимиром Фаворским, Кароем Кишем и Николаем Розенфельдом получил заказ на оформление дома В.С. Шервуда в Москве, где требовались росписи на сюжеты из греческой мифологии.
Если в нижнем горизонтальном регистре этого эскиза предположительно изображен пейзаж с группой амуров на первом плане, то выше находится сцена с более внятным сюжетом. Мужская фигура слева, как бы протягивающая нечто на ладони, и три женских персонажа перед ним с определенными атрибутами позволяют интерпретировать сюжет как суд Париса. Это подтверждают и детали – павлин указывает на то, что одна из богинь, по-видимому, Гера; фигура со щитом – Афина; в таком случае третий персонаж – это Афродита, богиня любви, которой Парис и присудил яблоко как прекраснейшей. Гермес, бог торговли в крылатой шляпе с жезлом в руке, изображен дважды, что может указывать на то, что перед нами не окончательный эскиз, а промежуточный этап реализации замысла. Работа для дома Шервуда не была завершена из-за начавшейся Первой мировой войны, Истомина и Фаворского призвали на фронт. Данные об этой росписи сохранились только в обрывочных воспоминаниях современников. Возможно, этот эскиз – материальное свидетельство работы над заказом.