Лист из графического цикла «Библейские эскизы», над которым Александр Иванов работал в последнее десятилетие своей жизни. По замыслу художника, эскизы предназначались для будущего воплощения их в настенных росписях особого общественного здания, не церкви. Главная тема росписей – жизнь и деяния Христа. Евангельские сюжеты должны были занимать центральные поля каждой стены. Вокруг планировались близкие по смыслу изображения ветхозаветных, исторических и мифологических сцен, а также библейские тексты. Композиции складывались в сложную систему параллелей, взаимосвязей и сопоставлений.
Сцена «Апостол Павел крестит учеников в Эфесе» была задумана как центральная в росписи стены, посвященной распространению христианства по всему миру. Художник изобразил апостола Павла, одного из самых ревностных проповедников христианской веры.
Павел, еврейское имя которого Савл, был фарисеем, по наследству от отца имел римское гражданство. Он участвовал в преследованиях первых христиан, заточая их в темницы и отдавая на казнь. Павел никогда не встречался с Христом, однако тот избрал его, чтобы распространять христианское учение в разных народах. Спустя год после Вознесения Христа произошло чудесное обращение Савла. На пути в Дамаск, откуда он собирался забрать для наказания христиан, Савл был ослеплен божественным светом и услышал голос Иисуса, упрекавшего его в гонениях на своих приверженцев. Три дня Савл оставался слеп, а затем был исцелен христианином Ананией. С этого момента Савл стал проповедовать учение Христа. Он получил известность как апостол Павел и совершил несколько путешествий по разным городам и странам.
Акварель изображает апостола Павла в Эфесе. В этот большой приморский торговый город стекалось множество народа, иудеев и язычников, из всех провинций Малой Азии. Павел нашел здесь последователей Иоанна Крестителя, верящих в грядущего Мессию. Узнав от апостола о его состоявшемся пришествии, они крестились во имя Христа. Когда Павел возложил на этих людей руки, на них сошел Святой Дух, и в дальнейшем они стали говорить разными языками и пророчествовать.
Художник оживляет эту сцену фигурами спутников Павла – апостолов Тимофея и Ераста, стоящих в глубине у колонны. На первом плане – внимательно слушающий грек, тот самый Тиранн, в училище которого апостол Павел будет около двух лет проповедовать своим ученикам.