Неизвестный иностранный художник первой трети XVIII века
Портрет Р.Х. Боура
Не ранее 1709
Размер - 71 x 57
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.24706
Приобретено у Н.П. Альбрехта. 1937
Родион Христианович Боур (1667–1717) принадлежал к числу приближенных к первому русскому императору людей, которых А.С. Пушкин метко охарактеризовал фразой «птенцы гнезда Петрова». Биография его также типична для выдвиженца петровской эпохи, когда в расчет брались не происхождение человека, а его таланты, умение точно исполнять волю монарха, его преданность делу и России. Боур был родом из лифляндских крестьян и начал службу рядовым в шведском драгунском полку. Однако вскоре он покинул шведскую службу и перешел в русскую армию. Здесь его усердие и опыт получили должную оценку, и карьера быстро пошла в гору. Вскоре он был назначен командиром 1-го драгунского полка. Участвовал в целом ряде крупных сражений Северной войны. Особо отличился в бою под Полтавой (1709), за что был награжден миниатюрным портретом Петра I в алмазах. Эту миниатюру можно видеть на груди Боура – именно она помогла определить датировку произведения.
Изображение Боура принадлежит к типу полупарадного барочного портрета. Модель демонстрирует награду как зримое свидетельство его заслуг, а также металлическую кирасу под кафтаном, которая символически указывает на принадлежность к военной службе. Голову полководца украшает пышный аллонжевый (то есть с длинными локонами) парик, модный в России в первой четверти XVIII века. Эта деталь также призвана обозначить высокий статус представленной модели. Несмотря на всю условность, свойственную парадным барочным изображениям, художник убедительно передает портретное сходство. Довольно грубые крупные черты лица Боура, его открытый взгляд, лишенный светской любезности, выдают простое происхождение.
Художник умело справляется с передачей объемности фигуры, свободно располагает ее в пространстве, точно передает фактуру материалов. Всё это указывает на близкое знакомство художника с европейской художественной традицией. Мы знаем единичные имена русских мастеров первой трети XVIII века, которые так свободно владели бы приемами живописи Нового времени. Это позволяет предположить, что исполнителем представленной работы был художник европейского происхождения.