Головин Александр (1863-1930)
Декоративная композиция. Эскиз обложки программы Эрмитажного театра
1902
Размер - 29,2 x 23,3
Материал - бумага
Техника - акварель, тушь, перо, бронзовая краска
Инвентарный номер - Инв.24724
Пост. в 1938 от ЛЗК. Присвоен дробный номер поступления по результатам проверки 2017, по решению ЭФЗК от ...12.2017
Эрмитажный театр, для спектаклей которого в 1902 году Александр Головин сделал обложку программы, здание вполне примечательное. Его строили для Екатерины II в 1780-е годы по проекту архитектора Дж. Кваренги, хотя фасад был завершен в 1802 году.
Шли годы, которые театр не пощадили: он претерпел множество изменений внешне и изнутри. Счастливые времена наступили лишь в конце XIX века. Был создан новый интерьер театрального фойе. Для Эрмитажного театра начали работать такие известные художники, как А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов.
Все они – ядро художественного объединения «Мир искусства», много и с удовольствием работали в графике. Культ листа бумаги был для них первостепенным. Соотнести орнаментальное изображение на бумаге с белым пространством самого листа, найти то единственное место, где рисунок будет оптимально «читаемым», – все это продумывалось художником. Казалось, оборотная сторона программки – пустяк, безделица, ведь есть нарядно оформленная ее лицевая часть. Но для Головина все было важно.
Из найденных им цветочно-лиственных элементов, которые он использовал для лицевой стороны, он сплел венок для оборота программы. Все те же бледные розы, небольшие кисти лилового винограда и чуть приглушенный темно-зеленый цвет листьев – сплелись в плотный венок, украсивший середину листа. Точнее, орнамент художник расположил чуть выше геометрической середины, что придало изображению большую естественность.
В последние годы жизни художника часто навещал заведующий постановочной частью МХАТа (для которого Головин тогда работал) Иван Яковлевич Гремиславский, который позднее вспоминал: «…он рассказывает любопытное явление с ним: временами им овладевают как бы галлюцинации орнаментов. Стоит ему закрыть глаза, как перед ним являются разнообразнейшие формы, он сейчас же берет карандаш и зарисовывает». Подобная одержимость орнаментом и работа с ним отличали Александра Головина до конца его творческого пути.