В начале ХХ века важной частью повседневности становится кинематограф. Снимаются новые и новые фильмы, попутно стимулируя появление прикладных сфер – теории и критики кино, тематических журналов, киноплаката. С момента своего рождения кинематограф вступил в непрерывный творческий диалог с изобразительным искусством. Юрий Пименов, выпускник
ВХУТЕМАСа, член-учредитель художественного объединения
ОСТ (Общество станковистов), – яркий пример такого взаимодействия.
Его биография неразрывно связана с кино. Всё началось в 1920-е с иллюстраций для журнала «Советский экран» – одного из первых и наиболее долговечных советских изданий о кинематографе. Для него Пименов создал ряд ярких иллюстраций и обложек. Позднее он работал как художник кино, делал афиши для фильмов, а с 1945 по 1972 год преподавал во ВГИКе – главном кинематографическом вузе страны.
Вероятно, рисунок – эскиз для несохранившегося фильма «Солнце восходит на Западе» (1932). Роль Пименова как художника картины заключалась в создании образов предметной среды будущего кино, которые заимствовались им из современного быта, моды и культуры, в том числе из зарубежных фильмов.
Детали композиции сведены к немногим знаковым элементам. Котелок, усики, тросточка – неизменные приметы Маленького Бродяги, трагикомического героя немых фильмов Чарли Чаплина. Фигура бродяжки уподобляется букве «i» в английском названии фильма «Kid» («Малыш», 1921). Образ слит с текстом, напоминая азбучный рисунок. В способности Пименова увидеть знакомый предмет по-новому, выразив его суть на языке графики через силуэт и линию, прослеживаются уроки ВХУТЕМАСа – флагмана авангардного художественного образования 1920-х – начала 1930-х годов.