Одна из ярчайших фигур Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин. Получивший широкое признание поэт, литературный, театральный и художественный критик, публицист, переводчик, позднее он открыл в себе талант живописца-акварелиста. Интересовался историей, археологией, исследованием древностей. Совершил множество путешествий для ознакомления с культурой других стран. Увлекался философией и учениями, связанными с мистицизмом, – масонством, оккультизмом, шаманизмом.
В своем доме в Коктебеле, построенном в начале ХХ века, возвышающемся над крымскими ландшафтами, Волошин радушно принимал таких знаменитых деятелей культуры рубежа веков, как Н. Гумилёв, М. Цветаева, К. Чуковский, О. Мандельштам, А. Белый, В. Брюсов, А. Толстой, А. Бенуа, П. Кончаловский, и многих других. Этот же дом стал местом спасения для многих преследуемых во время Гражданской войны. Волошин всеми силами стремился погасить враждебные настроения людей, вне зависимости от их политических взглядов. Именно здесь в разное время было создано множество акварельных произведений. Сам автор называл их «музыкально-красочными композициями на тему киммерийского пейзажа».
Волошин не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный пейзаж. Истинным желанием было предложить зрителю угадать его лирическое настроение. С помощью светлых красок в холодной гамме он передает необыкновенную атмосферу горной долины. В этом пейзаже художник делает центром композиции одиночную гору с острыми заснеженными вершинами, окружает ее многоплановыми холмами и небесной сферой с пушистыми облаками. «Издали она кажется вертикально стоящим, скалистым плоским гребнем, внезапно выскакивающим из глинистых, поросших мелколесьем холмов. На большой высоте скалы этого гребня заканчиваются острыми зубцами, напоминающими пилу» – такие впечатления оставила А.П. Остроумова-Лебедева об этих видах. В акварели «Сюрю-Кая», как и во многих других, ощущается сходство с шедеврами японской гравюры, которые часто изображали священную гору Фудзияму. Именно ими Волошин вдохновлялся, уделяя огромное внимание символике цвета, линейному принципу построения композиции; он также вставлял в изображение строки из своих стихов. Сочетание этих художественных приемов погружает нас в ирреальный мир поэтической вселенной «коктебельской сюиты».