Волошин Максимилиан (1877-1932)
Крымский пейзаж
1925
Размер - 25,5 x 31
Материал - бумага на холсте
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-1354
Дар И.М. Саркизова-Серазини. 1960
Одна из ярчайших фигур Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин. Получивший широкое признание поэт, литературный, театральный и художественный критик, публицист, переводчик, позднее он открыл в себе талант живописца-акварелиста. Интересовался историей, археологией, исследованием древностей. Совершил множество путешествий с целью ознакомления с культурой и наследием других стран. Увлекался философией и учениями, связанными с мистицизмом – масонством, оккультизмом, шаманизмом.
В своем доме в Коктебеле, построенном в начале ХХ века и возвышающемся над крымскими ландшафтами, Волошин радушно принимал таких знаменитых деятелей культуры рубежа веков, как Н. Гумилёв, М. Цветаева, К. Чуковский, О. Мандельштам, А. Белый, В. Брюсов, А. Толстой, А. Бенуа, П. Кончаловский, и многих других. Этот же дом стал местом спасения для многих преследуемых во время Гражданской войны. Волошин всеми силами стремился погасить враждебные настроения людей, вне зависимости от их политических взглядов. Именно здесь в разное время было создано множество акварельных произведений, как называл их сам автор, «музыкально-красочных композиций на тему киммерийского пейзажа».
Художник не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный ландшафт, его истинным желанием было побудить зрителя угадать его лирическое настроение. С помощью тональных градаций, холодной цветовой гаммы, состоящей из разнообразных вариаций синеватых, серых и изумрудно-зеленых оттенков он передавал атмосферу бескрайних коктебельских пейзажей. Ранним произведениям Волошина не свойственна передача воздушной перспективы – это проявится в работах более позднего творческого периода. В 1920-е годы он продолжал исследовать особенности крымской природы, искал наиболее точные способы ее изображения. Художник пишет пологие горные массивы, пятна кустарников на переднем плане, но основную часть пространства занимает необыкновенное южное небо. В акварели «Крымский пейзаж» возникают горизонтали бескрайних долин, которым вторят линии бегущих серебристых облаков, выделяющихся на фоне безмятежной лазури. Как писал сам Волошин, «пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…» В этой работе, как и во многих других, ощущается влияние мастеров японской гравюры. Именно их миниатюрами Волошин вдохновлялся, уделяя огромное внимание символике цвета, линейному принципу построения композиции, вставляя в эти листы строки из собственных стихов или авторские надписи. Так, в верхней части листа художник пишет: «Ивану Михайловичу: Коктебель Вас ожидает всегда Максимилiанъ Волошинъ 19 20/VII 25». Сочетание художественных приемов погружает зрителей в ирреальный мир поэтической вселенной акварелей «коктебельской сюиты».