Брюллов Карл (1799-1852)
Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа
1849
Размер - 53,2 x 77,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-722
Поступило из Государственного Фонда. 1971
Судя по надписи на наклейке, прилаженной на обороте картины, Карл Брюллов работал над полотном в 1849 году, в период творческого кризиса. С 1843 по 1847 год художник был привлечен к оформлению Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Но 27 апреля 1849 года из-за обострившейся болезни сердца он был вынужден отказаться от заказа и отправиться на лечение в Европу, на остров Мадейра.
В живописном наследии Брюллова работа занимает особое положение. Сюжетный характер представленной на полотне религиозной сцены обогащается попыткой художника передать мельчайшие детали антуража и подчеркнуть портретную индивидуальность моделей. Такое равноправное совмещение жанровых разновидностей в картине большого формата встречается у Брюллова крайне редко.
Очевидно, мастер обратился к теме музицирования и пения под живым впечатлением от священнодействия в храме. Возвышенный характер сцены потребовал монументальных форм. Значительный размер и овальное обрамление полотна создают аналогии с церковными образами. Традиции монументальной живописи прослеживаются во всех изобразительных приемах, которыми пользуется Брюллов: масштабные фигуры, большие красочные плоскости, локальные цвета.
Крупным планом изображены четыре хористки. Одна из них сидит за кафедрой органа и играет, остальные держат в руках ноты и поют. Их вдохновенные лица помогают зрителю ощутить трепет священного момента. В глубине композиции видны другие участницы песнопения в молельном отрешении. Их удаленные эфемерные фигуры, частично скрытые элементами композиции, создают эффект многолюдного пространства.
Самая декоративная деталь картины – орган. Блестящие металлические трубы зрелищно выделяются на фоне сложной деревянной резьбы по периметру инструмента. Особое изящество изображению придает ширма с дробным сетчатым узором, аккуратно выписанные клавиши-мануалы и рукояти органа, а также стоящий рядом с ним нежный букет цветов.
Торжественность момента подчеркивается красотой нарядов музицирующих. Певчие облачены в специальное белое платье для хора с широкими спадающими рукавами. Поверх него надета алая накидка. Головы девушек скрывает белый капюшон и черное покрывало – вейл.
Яркие цвета в одежде указывают на праздничный обряд богослужения. Белый – цвет всех основных праздников. Красный – цвет крови и Святого Духа.
В собрании Государственной Третьяковской галереи хранится одноименный эскиз к картине, написанный маслом на бумаге. Первой владелицей эскиза была С.А. Шувалова, которой К.П. Брюллов подарил оконченную картину.