Анна Семёновна Голубкина – крупнейший скульптор конца XIХ – начала ХХ века, выдающийся мастер портрета, автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора». Она стала первой женщиной-скульптором, получившей европейское образование.
Портретная скульптура занимала одно из центральных мест в творчестве Голубкиной. Скульптор не только пластически точно передавала облик, но и утверждала красоту человека как духовную ценность. Поэтому высокий внутренний строй ее произведений оставлял у современников особое впечатление, не зря ее называли Сивиллой. Искусствовед Е.Б. Мурина писала, что Голубкина «почти мучительно ощущала ответственность художника перед людьми и понимала скульптуру как могущественную форму утверждения человека и человечности».
В собрании Третьяковской галереи находятся уникальные произведения, выполненные Голубкиной в гипсе, дереве, мраморе, бронзе. В работах отражены новаторские для своего времени пластические решения, ярко демонстрирующие творческие искания автора, ее пластический метод и темпераментную манеру исполнения.
Скульптура «Девочка (Манька)» была выполнена в 1899 году в Зарайске (гипс). Моделью послужила Мария Петровна Бессчастных (1894–1979). Голубкина трепетно относилась к этой девочке и ее сестре Анне (1898–1970), которой помогала с детства, оплачивала ее образование в 1910-е годы. Спустя несколько лет после возвращения на родину из Парижа, где осваивала технику работы в мраморе, Голубкина вновь обратилась к этому портрету и выполнила еще один вариант в камне. При переводе в мрамор пластика глиняной работы претерпела существенные изменения, приобрела иную выразительность. Живые мазки, которые придавали динамику композиции, имели здесь сдержанный характер. В результате в этом материале строго фронтальная, подчеркнуто статичная композиция стала сильнее выделять сосредоточенное выражение юного лица, демонстрируя в ее облике непосредственность, наивность, искренность маленькой девочки.
Скульптура впервые экспонировалась под названием «Голова девочки» на выставке
Союза русских художников в Санкт-Петербурге в 1909–1910 годах, где была приобретена Советом Третьяковской галереи в собрание музея.