Доу Джордж (1781-1829)
Портрет Н.С. Мордвинова
1826 –1827
Размер - 241 x 156
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5077
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея. 1925
Английский живописец Джордж Доу – выходец из семьи художников, сын и ученик гравера и карикатуриста Ф. Доу, старший брат гравера Г. Доу. В 1794–1803 годах учился в Королевской Академии художеств в Лондоне. До середины 1810-х годов занимался гравированием и писал картины на историко-мифологические сюжеты. В 1814 году был удостоен звания академика и занялся преимущественно портретной живописью. По приглашению императора Александра I приехал в Россию для работы над Военной галереей Зимнего дворца. С 1819 года, около десяти лет, прожил в Санкт-Петербурге, где держал мастерскую. Создал художественную галерею русских деятелей, среди которых выделяется большеформатный портрет Н.С. Мордвинова.
Граф Николай Семёнович Мордвинов (1754–1845) – государственный и военный деятель, вице-адмирал, морской министр (1802). Был помощником М.М. Сперанского в разработке финансовой системы. Один из попечителей литературного общества «Беседа любителей русского слова» (1811–1816), во главе которого стояли Г.Р. Державин и А.С. Шишков. Почетный член Санкт-Петербургской Академии наук (1826).
Портрет кисти Дж. Доу решен в традициях парадного репрезентативного изображения большого формата, в рост, на фоне деталей интерьера. На полотне Н.С. Мордвинов предстает уже немолодым человеком. Он расслабленно сидит на стуле, опершись левой рукой о столешницу с алой скатертью. В просторном зале много воздуха, так что пространство кажется пустым. Некоторую изюминку интерьеру придает разноцветный ковер на полу и висящая на стене картина в сложной раме. Скромная, но возвышенная атмосфера зала подчеркивает значимое общественное положение Н.С. Мордвинова.
На груди бывшего чиновника красуются ордена Святого апостола Андрея Первозванного и Святого Владимира 1-й степени. Мордвинов смотрит прямо на зрителя. Его спокойное старческое лицо, обрамленное длинными седыми волосами, озарено добродушной улыбкой. Только красно-изумрудная цветовая гамма портрета и широкая полоса света, которая выявляет фигуру модели, задают портрету торжественный тон. Благодаря подобной яркой красочности и световым контрастам, в чем сказались особенности портрета эпохи романтизма, произведение сродни парадному изображению В.Г. Мадатова кисти Дж. Доу (1824, Третьяковская галерея).
Портрет Н.С. Мордвинова происходит из семейного собрания Львовых. До поступления в Московский Румянцевский музей, а после в Третьяковскую галерею полотно было частью семейного собрания и находилось в особняке усадьбы архитектора Н.А. Львова Никольское-Черенчицы близ Торжка. Сын Н.А. Львова Александр Николаевич (1786–1849) был женат на дочери Н.М. Мордвинова Наталье Николаевне (1794–1882).