Матвеев Николай (1855-1939)
Король прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства
1896
Размер - 81 x 63
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.20804
Поступило из Александровского дворца-музея. 1931
Сын художника-любителя Николай Сергеевич Матвеев, выходец из московской купеческой среды, закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Е.С. Сорокина и В.Г. Перова. За успехи был дважды награжден малыми серебряными медалями. Получил звание неклассного (свободного) художника в 1882 году, посещал рисовальные вечера в мастерской И.Е. Репина. Он был одним из организаторов и секретарем Общества художников исторической живописи (1895–1906). В советские годы участвовал в Комиссии по охране памятников и занимался реставрацией живописи.
Изображенный на картине сюжет относится к событиям 1818 года, связанным с приездом в Москву прусского короля Фридриха Вильгельма III. Король посетил Россию по случаю рождения внука, будущего престолонаследника и императора Александра II, чья мать Александра Фёдоровна приходилась ему родной дочерью.
Во время визита Фридрих Вильгельм III и его сын, одетые в русские мундиры с лентой ордена Андрея Первозванного, пожелали осмотреть пострадавшую от пожара и разорения древнюю столицу. Они были приглашены на лучшую смотровую площадку того времени – бельведер частного дома Пашковых.
Матвеев изобразил тот момент, когда король, встав на одно колено и указывая на Москву, трижды поклонился городу, спасшему Европу от нашествия Наполеона. Художник обратился к воспоминаниям графа П.Д. Киселёва, который сопровождал августейших особ на Пашковскую вышку. Он описал, как Фридрих Вильгельм III, «этот деревянный человек», скупой на эмоции, со слезами на глазах несколько раз повторил: «Вот наша спасительница!» Выбрав высокую точку, Матвеев достаточно верно запечатлел историческое событие, а также панораму Кремля с соборами и колокольней Ивана Великого, развернутую на заднем плане. Единственная неточность, допущенная художником и ошибочно приведенная в мемуарах Киселёва, – изображение двух сыновей прусского короля вместо одного, путешествовавшего с ним.

другие работы автора