Бичевание Христа. Возложение тернового венца
Первая половина XVIII века
Размер - 43 x 44
Материал - дерево
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.22732
Поступило из Музея технологии и искусства. 1933
Два сюжета о последних событиях Страстной недели, следующие друг за другом, объединены на иконе в одну композицию. Необычно решено единое пространство, в котором развертываются события обоих сюжетов. Его построение восходит к гравюре Иеронима Вирикса по рисунку Бернардино Пассери «Бичевание Христа» из Евангелия Наталиса.
Действо происходит на городской площади, окруженной постройками. Слева вверху на террасе под балдахином за происходящим наблюдает Пилат. Иконописец не только использует сложившуюся к этому времени и получившую широкое распространение иконографию сцен поругания Христа, восходящую к гравюрам Библии Пискатора, но и дополняет ее отдельными фигурами, взятыми из более поздних западноевропейских изданий. Так, например, изображение двух стражников, павших на колени перед Христом, в сцене «Возложение тернового венца» заимствовано из одноименной гравюры Библии Кристофа Вайгеля 1695 года.
Название образа, выполненное вязью, нетрадиционно помещено на нижнем поле. На верхнем – вирши Мардария Хоныкова в четыре столбца по две строки. В обеих строфах опущены две последние строки.
Христа Господа от риз совлачают,
и привязавши к столпу поставляют
Воин злии лозием биюще,
и многи раны бичми зле дающе.
Посем венец нань тернов возлагают,
и острым остием главу прободают,
В багряницу же его облачают,
и рогателю трость за скипетр вручают.