Великомученица Параскева Пятница
Середина XVIII века
Размер - 85,5 x 42 x 9,5
Материал - дерево, левкас
Техника - полихромная роспись, резьба, темпера
Инвентарный номер - ДР-2768
Приобретено из коллекции П.Б. Ерофеева. 2011
Первоначальный крест, свиток с текстом молитвы и правый завиток (зубец) короны утрачены. Скульптура состоит из трех отдельных блоков, руки с ниспадающими концами мафория, нимб и сапожки вырезаны отдельно и прикреплены шкантами. Высота рельефа варьируется от почти объемного в лике и руках, до едва заметного в складках мафория и плата.
Святая великомученица Параскева принадлежала к числу наиболее почитаемых на Руси христианских святых – переводы ее жития, так же как и первые изображения Параскевы, появляются уже в домонгольское время. В греческих и русских месяцесловах упоминаются несколько святых с этим именем (Параскева Иконийская, Параскева Римская и Параскева Сицилийская), причем эпизоды из их жизнеописаний часто смешиваются. Более других на Руси почиталась Параскева Иконийская (III век), в житии которой сообщается, что она родилась в пятницу, а потому и получила имя Параскева (в русском переводе – пятница), что ассоциировалось со Страстной пятницей, то есть с темой крестных страданий Христа. Кроме того, в народной традиции существовали особые полуязыческие аспекты почитания Параскевы Пятницы как покровительницы невест, торговли, а также хранительницы чистоты водных источников.
В настоящее время известно около полутора десятков деревянных скульптурных образов Параскевы, самая ранняя из которых – из церкви Рыбной слободы города Галича – датируется рубежом XV–XVI веков (Галический филиал Костромского музея-заповедника). К XVI веку относятся первые исторические свидетельства о появлении и бытовании подобных изображений. Так, Псковская летопись под 1540 годом сообщает, что «…по Успеньеву дню привезоша старцы, переходцы с иных земель, образ святого Николая да святую Пятницу на рези в Храмцах». Согласно тексту летописи псковичи приняли скульптуры за языческих идолов, что вызвало «в людях великое смятение», и резные иконы отправили в Новгород к архиепископу Псковскому и Новгородскому Макарию, который отслужил им молебен и, проводив до корабля, повелел жителям Пскова встретить их с подобающими почестями.
Подобные скульптурные образы могли помещаться в специальных киотах-складнях (так называемых «храмцах») и устанавливались как в церквях, так и на перекрестках дорог и около водных источников. Ареал распространения этих скульптур весьма широк – от севера и северо-запада (Архангельск, Вологда, Новгород, Псков) до Поволжья, Рязани и Москвы, а иконография достаточно устойчива: святая обычно изображалась в сине-зеленой тунике, красном мафории и с белым платом на голове, поверх которого надета корона. В правой руке она держала крест, а в левой – свиток с текстом Символа веры или молитвы, обращенной к Спасителю.
Ввиду некоторой упрощенности художественных приемов точное определение художественного центра, в котором была создана публикуемая скульптура, несколько затруднено. В колорите преобладают яркие локальные цвета, составляющие простой, но гармоничный и звучный аккорд: алая киноварь мафория, глубокая зелень хитона, белоснежный плат, золотая корона. Орнамент, напоминающий псковские «жемчуга», украшает одежды. Подрумянка щек, яркие губы, насурмленные брови, длинные и густые нарисованные ресницы, не прикрывающие огромные, близко посаженные глаза, подкрашенные ноготки – все это являет образ яркой народной красоты (как ее понимали в русском провинциальном обществе XVIII столетия), присущей, согласно церковному преданию, Параскеве Пятнице, которая поразила необычайной красотой даже своих мучителей.