Суббота всех святых
1813
Размер - 39 x 32
Материал - дерево, левкас, паволока
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - ДР-500
Поступило от П.Т. Кориной. 1969
Средник иконы представляет собой сложную композицию, которая объединяет расположенные в центре изображения Шестоднева (шести дней творения мира), грехопадения, Второго Пришествия и семи сюжетов, соответствующих в православной литургической традиции определенному дню недели: Воскресению – Воскресение – Сошествие во ад; понедельнику – Собор бесплотных сил; вторнику – Усекновение главы Иоанна Предтечи; среде – Благовещение; четвергу – Умовение ног; пятнице – Распятие; субботе – Лик всех святых (отсюда второе название иконы – Суббота всех святых). Посвящение дню недели празднований событий священной истории или святых отражено в канонах утрени Октоиха. Канон понедельника посвящен Бесплотным силам, вторника – Иоанну Предтече, среды – Богоматери, четверга – апостолам и святителю Николаю, пятницы – Кресту и Распятию, а субботы – всем святым.
На верхнем поле иконы изображены Поклонение Жертве и авторы чинопоследований литургии, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иаков, брат Господень. В углах на полях представлены евангелисты, пишущие тексты Святого Благовестия. На правом и левом полях представлены святители и преподобные: митрополиты Московские Пётр, Алексий, Иона и Филипп; епископы Ростовские Исаия, Игнатий, Леонтий и Иаков; преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Макарий Египетский и Ефрем Сирин; Зосима Соловецкий и Иоанн Дамаскин, Савватий Соловецкий и Иоанникий Великий.
На нижнем поле изображены русские юродивые Василий и Максим Блаженные, а также Иоанн Большой Колпак и Исидор Кочергин, которые держат в руках атрибуты своего юродства – железный колпак и три кочерги. В центре нижнего поля изображена сцена убиения царевича Димитрия, младшего сына Иоанна Грозного. Под этим клеймом сохранился автограф мастера, палехского иконописца Василия Хохлова.
Изображения Субботы всех святых в русском искусстве сохранились с XVI века. Центральное место в ранних произведениях занимал образ Деисуса, дополнявшийся изображениями праведников и композициями, соответствующими дням недели. Развернутый вариант иконографии с добавлением сюжетов Сотворения мира появился в искусстве в XVIII веке и стал особо популярен среди палехских мастеров. В иконографии Субботы всех святых, имеющей в основе толкования на Шестоднев и тексты Октоиха, раскрывалась идея истории человечества и его спасения через Крестную Жертву. На публикуемой иконе сцены грехопадения сопоставлены образам святых, изображен грех и его искупление и предуготовление к вечной жизни через Евхаристию и молитву. Не случайно центральное место занимает образ грядущего на облаках Небесного Судии.
Икона написана одним из лучших палехских иконописцев первой половины XIX века Василием Хохловым, виртуозно владевшим миниатюрной техникой письма. При первом взгляде на икону некоторые изображения сложно разглядеть, например в пятом и шестом клеймах Шестоднева он изобразил многочисленных животных, славословящих Творца.
Богатство палитры, золотые разделки одежд святых, золотые кроны деревьев, травы на поземе, орнаменты передают радостное восприятие русскими иконописцами сотворенного Богом мира.