Голополосов Борис (1900-1983)
Восстание
1927
Размер - 85 x 200
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1468
Приобретено у автора. 1979
Имя Бориса Голополосова не принадлежит к числу широко известных в истории искусства ХХ века. Однако оно вызывает интерес у сегодняшнего зрителя. Необычные картины Голополосова приковывают к себе внимание людей, желающих получить свидетельство о времени из первых рук. Художнику удалось создать свой образ этой бурной и трагической эпохи. Острое переживание революционных событий имело для него личный характер. Его отец, инженер-железнодорожник, дворянин по происхождению, принимал активное участие в революциях 1905 и 1917 годов, прошел через аресты и тюремное заключение, а в 1923-м вышел из партии. Сын стал свидетелем тяжелого мировоззренческого кризиса отца. Пытаясь разобраться в собственных переживаниях, он создал серию картин, посвященных революции: «У мавзолея Ленина» (1926, Архангельский музей изобразительных искусств), «Восстание» (1927, Третьяковская галерея), «Борьба за знамя», 1928 (частное собрание), «Ленин – вождь пролетариата» (1929, Третьяковская галерея). Художник сосредотачивался на драматических моментах революционной борьбы, привнося в них предельный накал страстей, выраженных экспрессией цветовых отношений.
Картина «Восстание» (1927) написана по воспоминаниям революционных событий 1905 года в Ярославле, где в то время жила семья Голополосовых. В ней отразились страшные впечатления пятилетнего ребенка, оказавшегося на улице в момент восстания и чуть не задавленного толпой. Красный угол забора словно трагический знак, к которому стекаются группы восставших, как бы режет картину пополам и придает композиции резкий динамичный эффект. Изображение приобретает острую выразительность. Напряженная цветовая гамма красных и синих тонов, далекая от натурного восприятия, – отличительная черта произведений Голополосова. Яркие всполохи света преображают пространство, превращая его в мистическое видение. Среди работ современников живописные поиски Голополосова ближе всего опытам К.Н. Редько и его картине «Восстание» (1924–1925, Третьяковская галерея).
Голополосов учился во Вхутемасе у А.В. Шевченко, позже входил в общество «Цех живописцев», состоявшее преимущественно из учеников этого мастера. Далекие в своей живописи от натурной изобразительности, художники этого круга подвергались жесткой критике за формализм. В 1938 году в ходе кампании по борьбе с формализмом Голополосов был исключен из МОСХа. Это стало трагедией его жизни, он больше не писал картин. Художник как бы сошел со сцены, стараясь выжить и сохранить душевное равновесие. Он не был репрессирован, не погиб на фронте, дожил до преклонных лет. В 1970-е годы на фоне интереса к искусству 1930-х его вновь открыли. Работы после 40-летнего перерыва появились на выставках, их приобрели музеи. Голополосова вновь приняли в МОСХ. Но время ушло, он так и остался художником 1920–1930-х годов, пытавшимся разобраться в той драматической эпохе.