Проун (проект утверждения нового) ‒ неологизм, изобретенный Эль Лисицким для обозначения изобретенной им новой художественной системы, соединявшей идею геометрической плоскости с законами конструктивного построения объемной формы.
Пластическая идея проуна родилась в конце 1919; термин, созвучный имени группы Уновис (Утвердители нового искусства), Лисицкий придумал осенью 1920 года. В автобиографии он отметил, что первый проун был создан в 1919 году; по свидетельству сына художника И.Лисицкого им являлся «Дом над землей». О проунах Эль Лисицкий писал: «Я назвал их "проун", чтобы не искали в них картины. Я считал эти работы пересадочной станцией из живописи в архитектуру. Каждая работа представляла проблему технической статики или динамики, выраженную средствами живописи». Многие работы имели уточняющие названия, фиксирующие архитектурно-инженерную доминанту художественного образа – «Город», «Арка», «Мост», «Дом над землей», «Балка», «Москва».
По эскизу «Дом над землей», находящемуся в Третьяковской галерее, Лисицкий создал большую картину, она зафиксирована на фотографии Витебской мастерской 1920 года. Чуть позже, когда Лисицкий придумал термин Проун, созданная в 1921 году литография с этой композицией стала называться Проун 1 С.
Уезжая в Германию в конце 1921 года, Лисицкий оставил картину в России у брата. В Германии он написал повторение; на немецких выставках второй вариант экспонировался под названием «Парящее тело». Этот второй вариант был куплен Художественным музеем Ганновера, а в 1937 конфискован и выставлен на устроенной нацистами выставке «Дегенеративное искусство»; далее его следы потерялись, ‒ возможно, как и многие другие произведения, он был уничтожен. Первый вариант благополучно сохранился, и находится ныне в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.
В проуне «Дом над землей» Лисицкий ищет способ передать невесомость монолитной конструкции, ее взаимодействие с пространством трактовано буквально: поверхность земли, от которой отрывается дом, обозначена фрагментом сооружения внизу. Здесь пока еще нет экспериментов с цветом и фактурой как эквивалентами материала, которые появятся чуть позже, ─ материальность деталей передается лишь их трехмерностью. Однако колористические принципы уже сформулированы: градации черно-бело-серо-бежевой гаммы создают эффект условной реальности архитектуры.