Ритт Августин Христиан (1765-1799)
Портрет Е.А.Демидовой
Вторая половина 1790-х
Размер - 12,7 x 10,7
Материал - кость
Техника - белила, акварель, гуашь
Инвентарный номер - Инв.13246
Поступило из Государственного музея изящных искусств. 1929
Августин Христиан Ритт – выдающийся миниатюрист конца XVIII века. Сын скрипача Придворной певческой капеллы, уроженца Богемии, он родился в России. В юности Ритт посещал петербургскую Академию художеств, затем отправился в Европу. Более десяти лет он учился в Антверпене и Париже, в 1792 году вернулся в Петербург. Художник работал преимущественно в технике миниатюры на кости. За свою недолгую жизнь он создал множество портретов представителей русской аристократии. В 1797 году Академия художеств удостоила его звания академика. Ритт в совершенстве владел классическими приемами миниатюрного письма и исполнил немало портретов в традиционной технике миниатюристов, но подлинную славу ему принесли работы, исполненные в другой, более свободной манере.
На миниатюре конца 1790-х годов изображена Елизавета Александровна Демидова (1779–1818), урожденная баронесса Строганова, младшая дочь барона А.Н.Строганова от брака с Е.А.Загряжской. В декабре 1793 года, не достигнув и пятнадцати лет, она вышла замуж за Николая Никитича Демидова, молодого владельца рудников и заводов на Урале и в Сибири, унаследовавшего дело своего отца, Н.А. Демидова, и его огромное состояние.
Модель предстает с полуобнаженной грудью, с шаловливой улыбкой на губах. В духе времени и, вероятно, по желанию заказчиков она изображена в образе вакханки, что вполне соответствовало ее характеру. По воспоминаниям современников, красавица Елизавета Демидова была кокетлива, ветрена и легкомысленна. В светском обществе она славилась грациозностью и необычайной артистичностью в танцах.
Портрет Елизаветы Демидовой сочетает разнообразные приемы миниатюрной живописи. Лицо и открытое тело героини исполнено в классической технике: художник пишет очень тонкими кистями, накладывает краску пунктиром – маленькими точками или короткими штрихами. Он не полностью закрывает поверхность костяной пластинки, включая ее тон, близкий к тону человеческой кожи, в общее колористическое решение. Изображая одежду, Ритт дает большую свободу своей кисти. Здесь он пишет широким мазком полупрозрачными красками, позволяя кости просвечивать через красочные слои. Это создает впечатление легкости, импровизационной манеры живописи.
Относительно большой размер миниатюры и поясное изображение модели придают этому портрету характер маленькой картины, исполненной с виртуозным мастерством.