Хельд Михаил (Первая половина XIX в.)
Портрет Д.А.Лухманова
1830
Размер - 12,2 x 9,5
Материал - бумага
Техника - гуашь, акварель
Инвентарный номер - Инв.10514
Поступило от Е.С. Ивачевой (из семьи потомков Д.А. Лухманова). 1929
Автор портрета – малоизученный австрийский мастер. Лео Шидлоф, исследователь европейской миниатюры, писал, что Хельд был «опытным художником, пользовавшимся успехом среди германской знати». По упоминаниям в литературе известны выполненные им два двойных портрета детей великого герцога Ольденбургского (1832) и портрет принцессы Анны Шварценбергской (1835). Небольшие акварели Хельда отличает строгость образов, подчеркивающая высокий статус изображенных.
Даты жизни Хельда не установлены. Его жена умерла в 1835 году в возрасте 55 лет. Эти сведения позволяют предположить, к какому поколению принадлежал художник. Если верить атрибуции нескольких работ, мелькающих на антикварном рынке Европы, то он продолжал работать и в 1840–1850-е годы. Свои работы мастер подписывал «Хельд из Вены». Он принадлежал к категории «мигрирующих художников», перемещавшихся по Европе в поисках заказов. В 1829–1832 годах Хельд жил в России. Среди его российских заказов – два портрета представителей рода Барятинских (1829, Государственный Исторический музей). В Третьяковской галерее хранится и более ранний «Портрет офицера», написанный художником, вероятно, еще в Европе.
Шестидесятилетний Дмитрий Лухманов происходил из мещан города Гороховец Владимирской губернии. Он был известен в Москве как антиквар, нумизмат, владелец одного из домов на Большой Лубянке, где останавливались многочисленные иностранцы. Лухманов имел статус московского купца первой гильдии, советника коммерции и почетного гражданина Москвы. Он изображен Хельдом с золотой медалью «За усердие» на шее и медалью в память Отечественной войны 1812 года, дававшейся именитым купцам и мещанам за пожертвования. Портрет поступил в музей из семьи потомков купца. Сохранился и живописный портрет Лухманова кисти В.К. Демидова (1830-е).
Портрет писался Хельдом, скорее всего, с натуры. Незаурядный и волевой характер Лухманова ощущается в его облике: прямой нос с широкими ноздрями, тонкие поджатые губы, пристальный взгляд, тщательно прорисованные длинные волоски мохнатых бровей, завитки седых волос. Портрет Лухманова является примером добротной продукции немецкой художественной школы с ее отточенной техникой рисунка, а также произведением художника, мало представленного в российских собраниях.