Каминский Александр (1829-1897)
Фонтан в Витербо
1859
Размер - 62,5 x 41,5
Материал - бумага коричневая
Техника - акварель, белила, графитный карандаш, проскребание
Инвентарный номер - Инв.3377
Дар автора П.М. Третьякову. 1890 (?)
Александр Каминский – известный московский архитектор 1860–1880-х годов. Он окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств, в 1857–1860 совершенствовал свое мастерство за границей, жил в Италии. Возвратившись в Россию, с 1860 года поселился в Москве. В 1862 году Каминский женился на сестре П.М. Третьякова Софье и с этих пор стал «семейным архитектором» рода Третьяковых. Через них он получал заказы от богатейших купеческих московских семейств: Коншиных, Морозовых, Боткиных на перестройку старых домов и городских усадеб. В 1867 году стал архитектором Московского купеческого общества и многие годы строил по его заказу.
С П.М. Третьяковым Каминский познакомился еще за границей. В 1860 году Павел Михайлович купил у него одну акварель для своей коллекции. В начале 1870-х годов в Москве Александр Каминский возглавил строительство двухэтажного здания, примыкающего к особняку Третьякова, для размещения залов его картинной галереи. В 1880-е и 1890-е годы архитектор неоднократно пристраивал новые помещения Третьяковской галереи, так как собрание Павла Михайловича росло.
Вероятно, в 1890 году Каминский принес в дар П.М. Третьякову несколько своих рисунков и акварелей, исполненных в Италии. Среди них – «Фонтан в Витербо». Город Витербо, расположенный в 100 километрах севернее Рима, в XIX веке привлекал путешественников средневековым обликом своего исторического центра, во многом сохранившимся и сегодня. Славился город и обилием фонтанов. На рисунке изображен самый старый из них – Большой фонтан на одноименной площади (Пьяцца Фонтана Гранде), сооруженный в XIII веке. На протяжении последующих столетий он не раз реконструировался и реставрировался.
Художник выбрал удачный ракурс, чтобы в деталях запечатлеть это готическое сооружение. Каминский умело воспроизводит бьющие струи воды, брызги и падающие потоки. Картина оживлена фигурой стоящего рядом с фонтаном ослика, птицами, летящими над древней городской башней, и дымком, поднимающимся над крышей жилого дома. Витербо предстает городом, в котором одновременно живут история и современность.