Хинтц Андрей Иосиф (Первая половина XIX в.)
Портрет А.А. Трощинского и О.Д. Кудрявцевой
1821
Размер - 5 x 7
Материал - кость
Техника - акварель, белила, бронзовая краска
Инвентарный номер - Инв.21614
Приобретено у Кудрявцевой (из семьи потомков Д.И. и С.А.Кудрявцевых). 1933
Хинтц – прусский художник, учившийся в Виленской школе живописи. С 1812 года он обосновался в Варшаве. Его небольшие миниатюры на кости, исполненные акварелью и гуашью, отличались красочностью и вниманием к индивидуальным особенностям физиономий. Хинтц быстро обрел известность в профессиональной среде: в 1815 году состоялась выставка его произведений в Варшаве и Кракове. Работая по многочисленным заказам в городах Польши и Германии, в окрестностях Вильно, художник постоянно путешествовал.
В сентябре 1820 года мастер впервые приехал в Москву и записался во временный живописный цех. Уже в январе 1821 года он рекламировал свое искусство в газете, сообщая, что пишет портреты с натуры и ручается не только за их сходство, но и за тщательное исполнение своих работ. Деловым партнером живописца была его жена, известный в Москве зубной врач, Юстиниана Николаевна; они постоянно публиковали в газете совместные объявления, предлагая услуги портретиста и стоматолога. Год смерти Хинтца неизвестен, однако и в начале 1840-х годов он работал в Москве, Петербурге и Вильно.
Миниатюра поступила в Третьяковскую галерею из семьи потомков изображенных как портрет генерал-майора Дмитрия Ивановича Кудрявцева и его жены Софьи Александровны, являвшейся, согласно преданию, внебрачной дочерью польского короля Станислава Понятовского. Однако образы портретированных ставят под сомнение версию о том, что Хинтц писал супругов Кудрявцевых: в 1821 году им было соответственно 65 и 37 лет, у них было 12 детей.
Согласно атрибуции А.В. Кибовского 2007 года, Хинтц изобразил 47-летнего генерал-майора Андрея Андреевича Трощинского, женившегося в год создания портрета на дочери Кудрявцевых –16-летней Ольге Дмитриевне. Он приходился племянником Дмитрию Трощинскому и дядей Николаю Гоголю, которому материально помогал в 1830-е. Писатель поддерживал с ним теплые отношения на протяжении жизни.
По-видимому, двойной портрет был написан в связи с бракосочетанием. В таких случаях нередко заказывалась миниатюра в нескольких экземплярах, предназначавшихся для разных членов одной семьи, – возможно, для молодой четы и их родителей. В Эрмитаже хранится такая же миниатюра, исполненная, согласно подписи художника, 3 марта 1821 года.