Чуйков Семен (1902-1980)
На набережной Бомбея вечером
1954
Размер - 41 x 84,5
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-411
Приобретено у автора. 1957
Семён Афанасьевич Чуйков – один из значительных советских официально признанных художников. Талантливый ученик выдающегося, но попавшего в послевоенные годы в опалу живописца Роберта Фалька (в его персональной мастерской во Вхутемасе Чуйков обучался с 1924 по 1928 год), он оказался в рядах создателей программных образов соцреализма и не был обойден званиями и наградами: народный художник СССР, лауреат государственных премий, действительный член Академии художеств СССР. Этнический русский, художник родился и вырос в Киргизии, с которой всегда были связаны его творческие интересы.
Индийские мотивы вошли в творчество Чуйкова в 1952 году после его первой поездки в Индию – прекрасную страну с древними традициями культуры, интересными людьми и своеобразной природой. Впечатления от поездки, продлившейся три с половиной месяца и ставшей для художника главным событием десятилетия, послужили источником книги «Образы Индии» (1956). Автор признавался, что в индийских работах намеренно избегал «пресловутой экзотики, которой насмотрелся на полотнах моих русских предшественников – Верещагина и Рериха». Опасения «скатиться до слонов с обезьянами на фоне сверкающих золотом узорчатых храмов» не оправдались, поскольку, по словам художника, «попав в Индию, только что освободившуюся от колониального гнета, и увидев этих ослепительно красивых, ласковых людей с детски чистыми глазами, в античных одеждах, я не мог не восхититься ими».
Картину «На набережной Бомбея вечером» Чуйков окончил в Москве, лишь спустя два года после первой поездки, используя привезенные им натурные этюды. В 1952-м, не рассчитывая на серьезную работу в незнакомой ему стране, он взял с собой только «маленький дорожный этюдничек». На фризообразной композиции представлена пестрая толпа, заполнившая в вечерних сумерках набережную Аравийского моря. В многообразии движений, поз, ярких одежд передана очаровавшая художника «невероятная по живописности пластическая красота индийских людей». Окутанные влажным приморским воздухом и сумеречным светом, фигуры органически сливаются с пейзажем, замыкающимся горами вдали. Показ бурлящей жизни огромного восточного города привлекает живописностью и колористическим мастерством. Индийская тема была продолжена Чуйковым после второй (1957) и третьей (1968) поездок. В 1968 году Индирой Ганди ему была вручена премия имени Д. Неру, а в Дели и Мадрасе состоялась персональная выставка.