Шварцман Михаил (1926-1997)
Утренняя сфера
1975
Размер - 101,7 x 76,5
Материал - доска
Техника - темпера
Инвентарный номер - ЖС-6272
Дар вдовы художника И.А. Шварцман. 2001
Михаил Шварцман – живописец, график, художник-монументалист, философ, педагог. Во время учебы в МВХПУ (бывшее Строгановское) у П.В. Кузнецова (1878–1968) и А.В. Куприна (1880–1960) он увлекался византийским искусством, особенно мозаикой, фреской и иконописью.
C конца 1950-х годов художник официально работал в области промышленной графики: разрабатывал дизайн фирменных знаков, занимался рекламой, плакатом, оформлял и иллюстрировал книги, основал свою школу промышленного графического дизайна.
Параллельно, увлеченный метафизическими идеями, Шварцман вел независимые творческие поиски, считая себя прежде всего живописцем, а работы «для себя» видел главным содержанием жизни, понимаемой как служение.
Себя художник называл «иератом», то есть тем, по его словам, «через кого идет вселенский знакопоток», произведения – «иературами», «знаками, в которых спрессован мистический опыт человека», а свою концепцию – «иератизмом», производя этот термин от древнегреческого слова hieros – «жреческий, священный, божественный». В своем творчестве художник обращался к сложным философско-религиозным аспектам бытия и создавал, как сам он считал, уникальный «невербальный язык третьего тысячелетия». В знаковых и беспредметных структурах произведений со своей внутренней потаенной жизнью форм художник раскрывал метаморфозы жизни Вселенной.
«Утренняя сфера» относится к «иературам» – отвлеченным геометрическим формам, которые появились в творчестве художника в начале 1970-х годов. Для создания полотен живописец использовал доски и темперу. Накладывая тонкие красочные слои друг на друга, формируя наслоения лабиринтов, сглаживая и затирая мазки, делая насечки, создавая оригинальную фактурную поверхность, живописец добивался высокого технического качества «ремесленного» исполнения «иературы», особо подчеркивая ее рукотворность.
Работа, герметически замкнутая по композиции, напоминает древний тотем или магический алтарь. Сообразно своей творческой концепции художник выявлял некие археологические «первоформы», лежащие в основе его представлений о гармоничном устройстве мироздания. В картине доминирует холодная сине-голубая и зеленая гамма, заполняющая полости центральных геометрических форм, уравновешенная ритмичными линиями и точками контрастных цветов – ярко-оранжевым, бордовым и желтым. Картина, по задумке автора, представляет собой «молчаливый псалом», воплощенную в цвете и форме молитву, не требующую словесных пояснений.
Михаил Шварцман редко выставлял свои работы, не вступал в объединения и союзы, сохраняя творческую свободу и ценность своих идей. Художник экспонировал полотна у себя дома, отказываясь от выставочных предложений многочисленных зарубежных кураторов, так как считал, что его первая персональная выставка должна состояться только на родине. В итоге такая ретроспектива с успехом прошла в Государственной Третьяковской галерее в 1994 году, открыв оригинальную творческую концепцию живописца широкой публике, вписав имя мастера в официальную историю отечественного искусства.