Преподобный Нил Столобенский
Первая половина XIX века
Размер - 123 x 52 x 58
Материал - дерево, левкас, масло
Техника - резьба
Инвентарный номер - ДР-1530
Поступило из Всесоюзного художественно-производственного комбината имени Е.В. Вучетича. 1983
Получившие широкое распространение скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского основаны на описании молитвенного подвига святого, которое содержится в его житии. Известно, что преподобный Нил, практиковавший непрерывную безмолвную молитву, подвергался дьявольским искушениям. Усмиряя свою плоть, он никогда не спал лежа, а полусидел-полустоял, опираясь на вбитые в стену кельи крюки. По преданию, именно в таком молитвенном стоянии святой отошел ко Господу в 1554 году. Русский ученый-этнограф Д.Т. Янович предположил, что эта столь необычная поза сильно поразила народное воображение и послужила темой для художественного воспроизведения.
Относительно времени появления первых скульптурных образов святого Нила единого мнения нет. Однако по наиболее распространенной версии появление скульптурных образов относят к последней четверти XVIII века.
Массовое паломничество в монастырь очень быстро породило спрос не только на ростовые скульптуры для установки в храмах, в которых чтили преподобного Нила, но и на раздаточные скульптуры малого размера для личного пользования. Особенно почитали преподобного в западной части России – в Тверской, Псковской, Новгородской и частично Смоленской губерниях. Почти каждый из паломников увозил с собой из обители образ святого. Иконография скульптурных образов вплоть до начала XX века оставалась неизменной, незначительно варьировались только отдельные детали, например крюки или костыли, на которые опирался святой Нил.
Публикуемая скульптура, судя по размерам, была изготовлена для храмового пользования и привезена в Москву из экспедиции Третьяковской галереи на юг Калининской (ныне Тверской) области. Плохое состояние сохранности скульптуры и утрата нескольких деталей деревянной конструкции позволяет рассмотреть технологию изготовления подобных произведений: на основной деревянный блок, выдолбленный изнутри, смонтированы отдельные элементы ног, головы, груди и рук. Целиком скульптура собрана из 23 блоков, скрепленных деревянными круглыми шкантами без клея.