Философ Иродион
1689
Размер - 62,3 x 46,2
Материал - известково-песчаная штукатурка
Техника - фреско-темперная роспись
Инвентарный номер - Инв.25523
Поступило от Московской закупочной комиссии. 1940
Фрагмент фрески с изображением философа Иродиона происходит из Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве. Новоспасский монастырь был основан в конце XV века великим князем Иваном III. В обители издревле находилась родовая усыпальница бояр Романовых, по этой причине в XVII веке новая царствующая династия Романовых особо покровительствовала монастырю. В 1645–1647 годах на месте старого Спасо-Преображенского собора воздвигнут новый пятиглавый храм. Однако расписан он был лишь спустя сорок лет, в конце 1680-х годов. Для росписи были приглашены мастера Оружейной палаты.
На паперти Спасо-Преображенского собора по сторонам от лестницы располагались изображения десяти древнегреческих поэтов и философов. Имена философов – Орфей, Гомер, Солон, Платон, Птоломей, Ермий, Анахарсис, Аристотель, Плутарх, Иродион – известны по дореволюционным описаниям собора. Традиция размещать изображения «еллинских мудрецов» на папертях церквей восходит к Средним векам. Образы античных философов были широко распространены в западноевропейском и поствизантийском искусстве. Однако в русской монументальной живописи этот сюжет встречается редко. Сохранившиеся до наших дней портретные галереи античных философов можно видеть в росписях XVI века на папертях Благовещенского собора Московского Кремля и собора Рождества Богородицы в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. Как правило, образы античных мудрецов помещали вместе с изображениями ветхозаветных пророков в композиции «Древо Иессеево» – родословной Христа.
Философ Иродион на публикуемом фрагменте одет в подпоясанное красно-вишневое одеяние с белым объемным воротником; на нем высокий головной убор с оторочкой. Имя его сложно найти среди имен других древних философов. Это может объясняться тем фактом, что художник адаптировал непривычное древнегреческое имя под более близкое его времени звучание.
В 1937 году росписи собора исследовали специалисты. Реставратор П.И. Юкин по специальной технологии снял со стен несколько фрагментов со штукатурным и красочным слоями. Снятые фрагменты фресок были распределены по собраниям разных музеев.