На поясном камерном портрете неизвестная изображена со знаком отличия статс-дамы – портретом императрицы Елизаветы Петровны в бриллиантовом обрамлении. А.В. Лебедев в 1925 году предложил читать подпись на портрете как «Е. Василевскiй». Позднее он стал рассматривать эту работу в кругу произведений В.И. Василевского. Этого же мнения придерживалась И.М. Сахарова, бывшая заведующая отделом живописи ХVIII – первой половины ХIХ века Третьяковской галереи.
Василий Иванович Василевский, «природою польской нации», живописец, в 1730 году писал иконы для церквей в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В 1740–1760-е жил и работал в Москве, где занимал официальную должность при изографской конторе, учрежденной Синодом. В 1762-м участвовал в оформлении коронационных торжеств в Москве: исполнил тридцать картин для Воскресенских и Тверских ворот в Белом городе. В 1767 году вместе с Д.Г. Левицким писал иконы для церквей Кира и Иоанна на Солянке и Святой Екатерины Великомученицы на Большой Ордынке.
Сравнение живописной манеры автора портрета статс-дамы и подписи с подлинными работами В.И. Василевского (иконы «Неизвестный мученик», 1744, и «Евангелист Марк» – обе в Третьяковской галерее) исключает этот портрет из творческого наследия художника.
Палеографическая экспертиза подписи свидетельствует, что отчетливо читаются буквы: Е: ва […] шовъ. Палеограф А.А. Турилов предложил несколько возможных вариантов расшифровки фамилии художника: Е: Ваняшовъ, Е: Ванишовъ, Е: Валяшовъ, Е: Валишовъ, Е: Вакишовъ, Е: Варiяшовъ, Е: Васiяшовъ.
История бытования портрета связана с усадьбой Воронцовка Тамбовской губернии, принадлежавшей графам Воронцовым. На обороте холста сохранилась надпись пером: «катирина романовна дашкова-воронцова». Очевидно, кто-то из наследников Воронцовых предполагал, что это изображение сподвижницы императрицы Екатерины Алексеевны – Е.Р. Вороцовой-Дашковой. Но ее прижизненные портреты исключают сходство модели. Скорее всего, персонажем портрета является представительница родственников или знакомых Воронцовых, имевшая при дворе императрицы Елизаветы Петровны звание статс-дамы. По типологии это произведение близко полотнам А.П. Антропова из собрания Третьяковской галереи:
«Портрет статс-дамы А.М. Измайловой» (1759) и
«Портрет А.В. Бутурлиной» (1763).