Неизвестный художник второй половины XVIII века круга Ф.С.Рокотова
Портрет Д.Н. Глебовой
1770-е
Размер - 62 x 48,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-579
Приобретен у П.А. Церетели (Тбилиси). 1968
Дарья Николаевна Глебова (1731–1790) – урожденная Анна Доротея Николаи. В первом браке – жена офицера И.К. Франца. Служила экономкой в доме М.С. Чоглоковой и А.И. Глебова, за которого в 1773 году вышла замуж. Из-за брака с ней Екатерина II отлучила А.И. Глебова от двора. Александр Иванович Глебов (1722–1790), генерал-аншеф, при императрице вместе с Н.И. Паниным руководил Тайной экспедицией. Был депутатом Комиссии по составлению Нового уложения от дворян Лихвинского уезда Московской губернии в 1767 году и членом Комиссии о городах в 1768-м. Дарья Николаевна имела единственную дочь от первого брака – Елизавету (1763–1842), в замужестве Бенкендорф.
Дарья Николаевна одета в белое платье с прозрачным откидным капюшоном на плечах, ее высокую прическу украшает кружевная наколка с цветами. К портрету есть парное изображение супруга А.И. Глебова (Третьяковская галерея), оба датируются 1770-ми годами по особенностям костюма и прически Д.Н. Глебовой. Возможно, портреты были исполнены в связи с их свадьбой (21 июля 1773 года), а также по поводу получения Александром Ивановичем звания генерал-аншефа.
Некоторые исследователи относили эти полотна к работам неизвестного художника круга Ф.С. Рокотова, очевидно, отмечая типологическое и стилистическое сходство с произведениями знаменитого мастера (камерное поясное изображение с поворотом фигуры в три четверти). Из портретов Рокотова 1770-х годов к ее образу очень близки «Неизвестная в розовом» и В.А. Обрескова (собрание Третьяковской галереи). В то же время указанные примеры показывают более высокий уровень исполнения. Современные живописцы Рокотова знали, ему подражали, как, вероятно, и автор портрета Глебовой. Близкой аналогией к ее изображению служит «Портрет неизвестной в сиреневом платье» (неизвестный художник, последняя четверть ХVIII века, Третьяковская галерея). Значение таких произведений – в воссоздании культурного фона эпохи.