14 сентября 1966 года в Доме культуры Института атомной энергии имени И.В. Курчатова в Москве открылась «Выставка-представление кинетического искусства». Эта экспозиция стала важной вехой в истории группы «Движение» – первого и самого известного коллектива художников, исповедовавших идеи нового искусства, в основе которого, по определению автора книги «Кинетизм» Вячеслава Колейчука, «лежит идея движения формы, причем не просто физического перемещения объекта, но любого его изменения, трансформации». В экспозиции были представлены произведения основателя и идеолога группы Льва Нусберга, а также работы Франциско Инфанте-Арана, Риммы Заневской-Сапгир, Галины Битт и других участников «Движения». Среди пространственных композиций впервые экспонировался и объект «Спираль в спирали», созданный новым членом группы, молодым выпускником Московского архитектурного института Вячеславом Колейчуком в соавторстве с художником Владимиром Галкиным. Авторское повторение этого объекта, выполненное в 2006 году и получившее название «Двойная спираль», является сегодня частью коллекции Третьяковской галереи.
«Двойная спираль» относится к группе произведений, демонстрирующих открытия Вячеслава Колейчука в области формообразования на основе вантово-стержневых конструкций, которыми автор занимался еще в институте с начала 1960-х годов. Комбинации однородных элементов, выполненных из дерева, стали, алюминия или стекла, скрепленных тонкими металлическими тросами или незаметной глазу леской, позволяли художнику создавать композиции разнообразных конфигураций. Продолжая эксперименты конструктивистов 1920-х годов, Колейчук создавал новые выразительные оригинальные пластические формулы.
«Двойную спираль» образуют расположенные параллельно друг другу тонкие стеклянные цилиндрические трубочки, уподобленные ритмично повторяющимся линиям разворачивающейся в пространстве графической композиции. Волнообразная поверхность пересекающихся спиралей придает динамичный характер свободно подвешенной в пространстве и поворачивающейся при движении воздуха скульптуре, а прозрачность модулей усиливает ощущение невесомости парящих в пространстве форм. Конструкция превращается, по словам Колейчука, «в объемный знак, символ, несущий определенную ассоциативную нагрузку». Спираль – символ бесконечности – в этом объекте обретает удвоение, напоминая о структуре молекулы ДНК – хранилище информации о генетической программе, показывая тем самым возможность бесконечного развития композиции на основе повторяющихся элементов и структур. Как и другие известные произведения Вячеслава Колейчука, такие как «Стоящая нить», «Космос», «Сферы», «Атом», «Двойная спираль» аккумулирует основные качества творчества мастера – простоту идеи и совершенство образа.