Святая Троица (Гостеприимство Авраама); Богоматерь Знамение. Складень
Конец XVI – начало XVII века
Размер - 10,6 x 6 x 16
Материал - дерево, серебро
Техника - резьба рельефная, резьба плоско рельефная, морилка, оброн, гравировка, золочение, монтировка
Инвентарный номер - Инв.12667
Поступил из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
Две иконы складня в окладах соединены при помощи круглых петель и штифта с навершием в виде шарика. На вертикальном торце левой створки петля для закрытия складня. На верхних торцах окладов обеих икон – кольца для подвешивания.
На левой створке изображение Святой Троицы в медальоне, образованном надписью, восходит к иконе письма Андрея Рублёва. Ангелы восседают за трапезой прямоугольной формы. Ноги ангелов покоятся на подножиях. Престолы-седалища – простой формы. В руках у ангелов мерила. На трапезе в центре стоит чаша-потир, а по сторонам от нее две просфоры. Центральный ангел благословляет чашу, за ним – древо с пирамидальной кроной. За правым ангелом возвышается условно трактованная гора. За левым – палаты, напоминающие башню с зубцами. По углам иконного поля в выемчатых клеймах помещены четыре погрудных изображения святых. Вверху слева – святой, согласно частично сохранившейся надписи, с именем, начинающимся на «Васи». Справа – святой, у которого именующая надпись не сохранилась. Внизу слева изображен святой Сергий; справа – святой Кирилл.
На правой створке в медальоне, образованном надписью, представлена Богоматерь Знамение (Воплощение). Изображение Богоматери с воздетыми руками с Младенцем Христом на лоне, в складках мафория, помещено на фоне двух пересекающихся ромбов. В углах нижележащего ромба вырезаны символы евангелистов, а оставшиеся просветы фона заполнены образами херувимов (серафимов). По четырем углам иконного поля размещены полуфигуры евангелистов; рядом с каждым из них – тумба для письменных принадлежностей. Между верхней парой евангелистов в выделенном разгранками клейме изображен Голгофский Крест, фланкированный двумя низкими башнями с арочными проемами. Между нижней парой евангелистов – двустрочная надпись.
По всей видимости, складень принадлежит культуре Русского Севера. Это предположение подтверждает присутствие на иконе левой створки изображения святого Кирилла, основателя Кирилло-Белозерского монастыря.