Святая Троица (Гостеприимство Авраама), с евангелистами и избранными святыми. Икона наперсная
Конец XVI века
Размер - 7,9 x 6,3 x ,7
Материал - дерево
Техника - резьба рельефная, оброн
Инвентарный номер - Инв.12678
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
Тонкие разгранки сверху и снизу выделяют центральное квадратное поле иконы с углубленным медальоном, где изображена Святая Троица. По углам квадрата расположены полуфигуры евангелистов. В образовавшихся вверху и внизу горизонтальных клеймах представлены полуфигуры избранных святых по две с каждой стороны; в центре между ними – обронные именующие надписи. Среди изображенных вверху святых, согласно хорошо читаемым надписям, представлены митрополит Алексей, Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский и преподобный Пахомий. В нижней части, согласно начальным читающимся буквам надписи, вероятно, изображены Савва (Сторожевский (?)), Феодосий (?) и два преподобных, одного из которых предположительно можно идентифицировать как Евфимия.
Изображение Святой Троицы принадлежит к изводу «Гостеприимство Авраама»: трем ангелам, восседающим за престолом, слева и справа предстоят Авраам и Сарра, держащие в руках сосуды, напоминающие потиры. За правым ангелом высится гора. За спиной ангела, расположенного в центре, – древо. За левым ангелом – палаты сложной архитектуры. На прямоугольной трапезе стоят три высокие чаши. В нижней части композиции, под ногами Святой Троицы, слуга закалывает тельца. Эта сцена отделена от основной условным изображением рощи в виде ряда деревьев с кронами трехлепестковой формы.
В своих общих чертах изображение Святой Троицы восходит к рублевской традиции, но наиболее близко оно к иконе «Святая Троица» из Ипатьевского монастыря 1586 года (Третьяковская галерея). Сходна трактовка архитектуры, древа с пышной кроной, форма чаш на трапезе и их количество, характер престолов, на которых восседают ангелы. К оригинальным иконографическим особенностям следует отнести подножия в виде выступающих консолей, на которых стоят Авраам и Сарра, и трактовку сцены жертвоприношения в роще с лежащим на спине тельцом и стоящим перед ним слугой.