Святитель Николай Чудотворец; Великомученик Георгий. Двусторонняя икона
Начало XIV века
Размер - 3,9 x 3,1
Материал - камень
Техника - резьба
Инвентарный номер - Инв.12704
Поступила из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
На лицевой стороне иконы изображение святителя Николая, восходящее к одному из ранних иконографических типов святого в русском искусстве, отличительная черта которого – благословляющий жест святого: мизинец и безымянный палец правой руки касаются подушечки большого пальца, тогда как указательный и средний пальцы, сложенные вместе, вытянуты вверх. Подобный жест был распространен в искусстве Византии и Древней Руси в ХI – середине XIII века. Изображение омофора святителя в виде ленты, сложенной посередине, также встречается в памятниках XII–XIII веков.
На оборотной стороне иконы – великомученик Георгий; близкой аналогией иконографии Георгия является каменная иконка с изображением великомученика Георгия-воина в собрании Государственного Русского музея, отнесенная исследователями к новгородской пластике XIII века.
Датировка иконы основывается на стилистических приемах, характерных для изображений святых воинов начала XIV века: удлиненные, изящные пропорции фигуры святого Георгия, некоторая утонченность его правой руки и контрастно этому увеличенный размер щита. Приемы резьбы иконки с плавными линиями контуров фигур, с мягким переходом от рельефа к фону также присущи пластике раннего XIV века. Определение художественного центра основывается на близкой аналогии иконографии в новгородской пластике.
Орнаментальные мотивы лицевой стороны встречаются на предметах новгородской пластики XIII–XIV веков.