Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому. Святитель Николай Чудотворец. Преподобный Никон Радонежский. Складень трехстворчатый
Последняя четверть XIX века
Размер - 22,9 x 20,5 x 1,7
Материал - дерево, стекло
Техника - резьба
Инвентарный номер - ДР-1520
Поступил через Закупочную комиссию Третьяковской галереи. 1982
Житие преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, изобилует упоминаниями о таинственных видениях и откровениях, о посещении святого небесными посланниками. Среди них выделяется наиболее значимое как для самого преподобного, так и в жизни монастыря посещение Сергия Богоматерью, сопровождаемой апостолами Петром и Иоанном Богословом. Согласно житийному тексту, явление произошло незадолго до кончины святого и было ответом на молитвенное обращение об устроенной им Троицкой обители. Богородица пообещала ей свое покровительство и благословение. Значимость события послужила одной из важных причин распространения этого сюжета в искусстве Древней Руси и Нового времени.
Одно из ранних сохранившихся изображений – клеймо на резном напрестольном деревянном кресте второй половины XV века, авторство которого приписывается троицкому мастеру Амвросию. С этого времени изображение «Посещения…» получило распространение в миниатюрной резьбе троицких и посадских мастеров. В зависимости от идейного содержания композиции отличались отдельными деталями. Так, на центральном створе публикуемого складня изображенную сцену можно назвать исторической. Резчик, достаточно точно следуя житийному повествованию, изобразил, помимо главных персонажей, интерьер кельи, в которой молился Сергий, и его келейника Михея – свидетеля чудесного явления. На створах представлены традиционные изображения святителя Николая Чудотворца (слева) и Никона Радонежского (справа). Образ первого, как считали в XIX веке, особенно почитался преподобным. Второй святой непосредственно связан с Троицкой обителью, он был учеником Сергия и его преемником на посту игумена.
Высокий художественный уровень складной иконы свидетельствует о изготовлении ее одним из лучших мастеров миниатюрной резьбы Сергиева Посада. Образы святых решены в академической манере, гармоничные композиции выстроены с учетом перспективных сокращений. Рельеф многоплановый, с элементами круглой скульптуры. Резчик виртуозно передал объем, пластику фигур. «Живые» лики наделил портретными чертами.
Выделяется складень и тем, что сохранился почти в первозданном виде (за исключением стекол, закрывавших средники, и двух центральных ножек).