Богоматерь Ильинская Черниговская. Святитель Николай Чудотворец. Преподобный Сергий Радонежский (?). Складень трехстворчатый
Последняя треть XIX века
Размер - 12 x 13 x 1
Материал - бумага, дерево, стекло
Техника - резьба
Инвентарный номер - ДР-1524
Поступил из Всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е.В. Вучетича. 1982
Во второй половине XIX века репертуар мастеров миниатюрной резьбы Сергиева Посада пополнился новым изображением. В резьбе стали воспроизводить список с иконы Богоматери Ильинской Черниговской, прославившийся в Гефсиманском скиту при Троице-Сергиевой лавре. Богородичный образ был копией с чудотворной иконы, написанной в 1658 году монахом Ильинского монастыря в Чернигове Геннадием (в миру – Григорий Константинович Дубенский). Список, история которого прослеживается с начала ХIХ века, был вложен в Гефсиманский скит в 1852 году. Первое чудо от него – исцеление крестьянки Фёклы Ельчищевой от расслабления – произошло в 1869 году. Впоследствии было зафиксировано множество разных исцелений, образ стал широко почитаться в России.
Чтимый список богородичной иконы из Гефсиманского скита не дошел до нашего времени, но сохранились его повторения. Одно из них представлено на центральном створе публикуемого складня. На боковых створах изображения традиционные: на правой, предположительно, основатель Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский в молении. На левой – святитель Николай Чудотворец, правая рука которого поднята в жесте благословения, в левой закрытое Евангелие. Образ последнего, по преданию, особо почитался радонежским игуменом, кроме того, глубоко чтили его и в Троицкой обители.
Представленная складная икона – образец массовой продукции посадских мастеров, значительная часть которой изготавливалась для многочисленных паломников, посещавших Троице-Сергиеву лавру и Гефсиманский скит. При этом образ, резанный в традициях средневековой пластики, имеет свои особенности. Так, манера исполнения его характеризуется немногословностью графически выразительных линий, скупыми декоративными мотивами, что придает композициям особую, строгую выразительность.