Мануйлов Александр (1815-1841)
Портрет В.П. Екимова
1837. Отлив 1955
Размер - 63,3 x 40,5 x 32
Материал - бронза
Инвентарный номер - СК-42
Поступило из бронзолитейных мастерских, Москва. 1956
Александр Мануйлов – русский скульптор академического направления первой половины XIX века. Получив образование в Императорской Академии художеств, он создавал преимущественно рельефные композиции на мифологические и библейские сюжеты. За барельеф «Ной, учреждающий построение ковчега» (1836, гипс, НИМ РАХ) он был удостоен звания классного художника. Портрет В.П. Екимова, выполненный в 1837 году, – одна из немногих его известных и сохранившихся работ.
Василий Петрович Екимов (1756–1836) – известный литейный мастер. Он обучался профессиональному мастерству в Академии художеств. Под его руководством было отлито множество бронзовых статуй, барельефов и бюстов. При участии Екимова выполнены такие знаменитые монументы, как памятник К. Минину и Д. Пожарскому И.П. Мартоса, А.В. Суворову М.И. Козловского, фельдмаршалам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли Б.И. Орловского. В 1805–1837 годах В.П. Екимов заведовал Литейным домом Академии художеств.
Как многие скульпторы-классицисты конца XVIII – первой половины XIX века, А.М. Мануйлов создал композицию портрета по типу гермы – головы или бюста, расположенного строго фронтально на четырехгранной колонне. Как правило, на гермах персонаж изображался с прямо посаженной головой, обнаженной грудью и срезанными плечами.
Следование идеалам лаконичного благородства античной скульптуры позволило автору представить образ В.П. Екимова в весьма величественном духе. Ясность и ощутимость пластических объемов, строгая симметричность черт лица и монументальная обобщенность форм соответствуют эстетике классицистического стиля. При этом мастер передал особенности индивидуального облика своего героя. Слегка прищуренный взгляд, высокий широкий лоб и сомкнутые тонкие губы красноречиво говорят о сильном волевом характере изображенного человека. Волосы, исполненные мастером в виде крупных волн, и бакенбарды обрамляют и оживляют строгое и сдержанное лицо Екимова.
Оригинал бюста, выполненный мастером в 1837 году в гипсе, поступил в собрание Третьяковской галереи из Музея Академии художеств.