Александр Беляев – русский скульптор академического направления первой половины XIX столетия. Он обучался сначала в Строгановском училище в Москве (1833), затем в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1841–1846) на скульптурном отделении под руководством П.К. Клодта. Наиболее известен как автор ряда портретов.
За портрет И.К. Айвазовского (1847, гипс, Русский музей), выполненный с натуры, он был удостоен похвалы Совета Академии художеств. В 1849 году за программную скульптуру «Давид-юноша, победитель Голиафа» (1849, гипс, Русский музей) получил звание академика.
Первым учителем А.Н. Беляева следует считать скульптора И.П. Витали. Впоследствии он продолжал пользоваться советами этого мастера, будучи учеником и помощником в его мастерской в Санкт-Петербурге. Во многих портретах А.Н. Беляева 1840–1850-х годов, помимо следования классицистической традиции, явно прослеживается некоторое романтическое начало, присущее творческому гению его наставника.
Будучи искусным мастером формовки, он осуществил работы по отливке всех произведений И.П. Витали, выполненных для Исаакиевского собора. С 1857 года Беляев занимал должность хранителя и реставратора скульптуры и этрусских ваз в Эрмитаже.
Лев Михайлович Жемчужников (1828–1912) – русский живописец и график. Он также учился в Императорской Академии художеств (1849–1852). В собрании Третьяковской галереи хранится несколько его графических листов. С А.Н. Беляевым художника связывала близкая дружба, основанная на горячей любви к изобразительному искусству. Он вспоминал о скульпторе как о «добром, честном человеке, жившим только ради искусства».
История создания этого бюста связана с тем, что в 1850 году Л.М. Жемчужников организовал сбор денег для освобождения от рекрутской повинности молодого художника В.А. Агина. В результате Агин получил возможность дальше развивать свой художественный талант, который ярче всего проявился в искусстве книжной иллюстрации. В честь этого случая на бюст скульптором была нанесена следующая надпись: «Подарок отцу [Л.М. Жемчужникова] в память благородного поступка сына от художников…»
Композиционно портрет выполнен автором по типу античной гермы согласно правилам современной академической школы. При этом мастер смог передать в лице художника оживленность и искреннюю увлеченность, свойственную юности.