Неизвестный художник второй четверти XIX века
Дворцовая пристань у Адмиралтейства. Петербург
Не ранее 1832
Размер - 67 x 94,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1376
Приобретено у Н.Г. Михайловой. 1981
На картине неизвестного художника изображен левый берег Невы по направлению от Императорского Эрмитажа к устью реки. На переднем плане расположена Дворцовая пристань, сооруженная по чертежам архитектора К.И. Росси инженером А.Д. Готманом между 1820 и 1824 годами. В сентябре 1832 года она была украшена порфировыми вазами и парными медными фигурами сторожевых львов, держащих лапу на шаре. Эта деталь – главный ориентир для атрибуции произведения.
Внесенные в проект Росси статуи хищников – точная копия мраморных львов, установленных по бокам лестницы Лоджии деи Ланци, примыкающей к палаццо Веккио на площади Синьории во Флоренции. Моделями для литья петербургских скульптур послужили гипсовые слепки с итальянского оригинала, поступившие в XVIII веке в Императорскую Академию художеств для учебных целей. Они украшают пролеты парадной лестницы Академии и в наши дни.
Картина имеет документальную ценность, так как отражает важный этап в истории градостроительства. На полотне представлена архитектурная панорама невских берегов Санкт-Петербурга начала XIX века, которая впоследствии претерпела существенные изменения.
Поодаль от Дворцовой пристани, справа, возвышаются павильоны главного Адмиралтейства. Они увенчаны круглыми башнями и зооморфными флагштоками в виде дельфинов с развевающимися флагами. Далее видны адмиралтейские каналы и доки, на месте которых впоследствии будет разбит Александровский сад. Перед зданием Сената перекинут ныне не существующий наплавной мост. Он состоял из деревянных барок-плашкоутов, соединенных между собой бревнами. При необходимости пролет моста снимали, суда раздвигали в стороны и пропускали входящие в город лодки и корабли. Переправа была привязана к сваям, вбитым около берегов, и удерживалась корабельными якорями. На картине представлен третий по счету мост, наведенный в 1733 году мастером В. Соловьёвым и «лекарским помощником» Стекловым, реконструированный под руководством инженера А.А. Бетанкура в 1821 году.
Масштаб архитектурных сооружений зритель может оценить благодаря стаффажу. Фигуры людей, вписанные художником в городской пейзаж, передают живую атмосферу прошлого Северной столицы. Особое место в изображении отведено высокому ясному небу, которое отражается в зеркальной глади Невы. Оно наполняет пейзаж воздухом и служит фоном для выгодного представления зданий.
На обороте холста надпись: «Куплена изъ Эрмитажныхъ картинъ съ Аукцiона, 4е Iюля 1855 – Года № 973 и». Приведенная в тексте информация позволяет предположить, что картина происходит из императорских коллекций.