Theatrum biblicum. Библия Пискатора. Лист 19. История Ноя. Всемирный потоп
1643
Размер - 236 x 336
Материал - бумага
Техника - резец
Инвентарный номер - МК-56
Поступило из собрания И.С. Остроухова. 1929
"Библия" Пискатора" (Theatrum biblicum)-знаменитое гравированное западноевропейское издание, созданное голландским издательским домом Висхеров (Visscher), или Пискаторов, по одной из транслитераций. Эта книга представляет из себя увраж - так назывались дорогие книги, состоящие из листов гравюр на разные темы, снабженные пояснительными подписями. Библия Пискатора издавалась минимум четыре раза, в 1639, 1643 1650 и в 1674 гг, и включала в себя около 500 листов резцовых гравюр по рисункам фламандских и голландских мастеров, созданных ранее. Каждое новое издание отличалось по составу гравюр. Издатели могли заменить листы из-за состояния печатной формы, а также исходя из понимания актуальности сюжетов. В Россию книга попала в эпоху правления царя Алексея Михайловича, при участии голландских торговцев, и быстро получила достаточно широкое распространение. Несмотря на то, что печатных изданий во второй половине XVII столетия было уже достаточно много, книга продолжала оставаться дорогим предметом, доступным не всем. Таким образом, Библия Пискатора оказалась в библиотеках, принадлежавших богатым, знатным людям, а также у представителей духовенства, в монастырях, и в храмах, в качестве вкладных изданий. Сейчас в России известно около 50 экземпляров увража, хранящихся в разных собраниях, а также некоторое количество разрозненных листов гравюр, входивших в издание.
Гравированные иллюстрации к библии, которыми являлся Theatrum biblicum, служили предметом для изучения русскими художниками, которые использовали их, в большей или меньшей степени, при создании икон, стенописи, предметов прикладного искусства.
Экземпляр, хранящийся в научной библиотеке Третьяковской галереи, происходит из собрания И. С. Остроухова, поступившего в галерею в 1929 году. Владельческая запись говорит о том, что ранее книга принадлежала архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону. Учеными установлено, что данный увраж принадлежит к изданию 1643 года. Это один из наиболее полных из известных экземпляров второго издания. В него входят циклы гравюр, посвященные Ветхому и Новому завету. Часть листов утрачены в разное время. Среди особенностей, присущих этой книге - наличие наиболее раннего списка перевода на церковнославянский язык латинских подписей.
Лист 19 «Всемирный потоп» входит в серию «История Ноя», состоящую из шести гравюр. Серия выполнена гравером Корнелисом Кортом. Автор оригинала Мартен ван Хемскерк. Преувеличенная энергичность движений, подчеркнутая мускулатура и нарочитая пластическая разработка отражают впечатление художника от росписей Микеланджело в Сикстинской капелле, которое М. ван Хемскерк получил во время пребывания в Риме. Эти гравюры открывают в издании 80-листовой корпус работ М. ван Хемскерка. Печатные доски «Истории Ноя» были куплены издателем К. Я. Висхером и подверглись традиционной для кальвинистов «догматической правке»: изображение Бога Отца в человеческом облике заменено тетраграммой (подобной правке подверглись также гравюры из серии «История Адама и Евы»).
Серия послужила источником для композиций росписей, например, сводов церкви Ильи Пророка в Ярославле.
Надписи гравированные под изображением: «Когда минуло семь дней, воды потопа затопили поверхность земли».