Theatrum biblicum. Библия Пискатора. Лист 93. Судьи Израилевы. Гедеон и Иаир, Авимелех и Фола
1643
Размер - 236 x 336
Материал - бумага
Техника - резец
Инвентарный номер - МК-56
Поступило из собрания И.С. Остроухова. 1929
"Библия" Пискатора" (Theatrum biblicum)-знаменитое гравированное западноевропейское издание, созданное голландским издательским домом Висхеров (Visscher), или Пискаторов, по одной из транслитераций. Эта книга представляет из себя увраж - так назывались дорогие книги, состоящие из листов гравюр на разные темы, снабженные пояснительными подписями. Библия Пискатора издавалась минимум четыре раза, в 1639, 1643 1650 и в 1674 гг, и включала в себя около 500 листов резцовых гравюр по рисункам фламандских и голландских мастеров, созданных ранее. Каждое новое издание отличалось по составу гравюр. Издатели могли заменить листы из-за состояния печатной формы, а также исходя из понимания актуальности сюжетов. В Россию книга попала в эпоху правления царя Алексея Михайловича, при участии голландских торговцев, и быстро получила достаточно широкое распространение. Несмотря на то, что печатных изданий во второй половине XVII столетия было уже достаточно много, книга продолжала оставаться дорогим предметом, доступным не всем. Таким образом, Библия Пискатора оказалась в библиотеках, принадлежавших богатым, знатным людям, а также у представителей духовенства, в монастырях, и в храмах, в качестве вкладных изданий. Сейчас в России известно около 50 экземпляров увража, хранящихся в разных собраниях, а также некоторое количество разрозненных листов гравюр, входивших в издание.
Гравированные иллюстрации к библии, которыми являлся Theatrum biblicum, служили предметом для изучения русскими художниками, которые использовали их, в большей или меньшей степени, при создании икон, стенописи, предметов прикладного искусства.
Экземпляр, хранящийся в научной библиотеке Третьяковской галереи, происходит из собрания И. С. Остроухова, поступившего в галерею в 1929 году. Владельческая запись говорит о том, что ранее книга принадлежала архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону. Учеными установлено, что данный увраж принадлежит к изданию 1643 года. Это один из наиболее полных из известных экземпляров второго издания. В него входят циклы гравюр, посвященные Ветхому и Новому завету. Часть листов утрачены в разное время. Среди особенностей, присущих этой книге - наличие наиболее раннего списка перевода на церковнославянский язык латинских подписей.
Лист 93 «Гедеон и Иаир, Авимелех и Фола» входит в серию из шести гравюр, созданных гравером Хансом Коллартом I по оригиналу Яна Снеллинка I. Первоначально серия изображала двенадцать судей Израиля, очевидно, по аналогии с образами двенадцати апостолов. В Theatrum Biblicum 1643 года добавлены еще два персонажа на третью гравюру (Лист 93). Развернутые циклы, представляющие судей Израиля со сценами деяний, не являются распространенными в европейском искусстве.
Гедеон, пятый судья Израильский, представлен в воинских доспехах в овечьей шкурой в руке. На втором плане слева Гедеон изображен в момент молитвы о знамении – падении росы на овечье руно. Справа от судьи Иаира на втором плане изображены тридцать его сыновей верхом на ослах. Изображения Авимелеха и Фолы добавлены только в этот тираж Theatrum Biblicum. Их введение увеличило количество изображенных судей до четырнадцати и привело к изменению нумерации фигур на следующих гравюрах. Фола, предшественник Иаира, принадлежит к числу малых судей. Авимелех, сын судьи Гедеона от наложницы, злодейски убивши всех братьев, после смерти отца захватил его место и правил три года.
Надписи гравированные под изображением: «Хочет Гедеон, чтоб на земле было сухо, / а на руне – роса. Пал от меча Мадиам. // Правду народ осквернил во дни судии Иаира, / И погибла тогда благоговения честь».