Theatrum biblicum. Библия Пискатора. Лист 113. История Руфи. Орфа покидает Руфь и Ноеминь
1643
Размер - 236 x 336
Материал - бумага
Техника - резец
Инвентарный номер - МК-56
Поступило из собрания И.С. Остроухова. 1929
"Библия" Пискатора" (Theatrum biblicum)-знаменитое гравированное западноевропейское издание, созданное голландским издательским домом Висхеров (Visscher), или Пискаторов, по одной из транслитераций. Эта книга представляет из себя увраж - так назывались дорогие книги, состоящие из листов гравюр на разные темы, снабженные пояснительными подписями. Библия Пискатора издавалась минимум четыре раза, в 1639, 1643 1650 и в 1674 гг, и включала в себя около 500 листов резцовых гравюр по рисункам фламандских и голландских мастеров, созданных ранее. Каждое новое издание отличалось по составу гравюр. Издатели могли заменить листы из-за состояния печатной формы, а также исходя из понимания актуальности сюжетов. В Россию книга попала в эпоху правления царя Алексея Михайловича, при участии голландских торговцев, и быстро получила достаточно широкое распространение. Несмотря на то, что печатных изданий во второй половине XVII столетия было уже достаточно много, книга продолжала оставаться дорогим предметом, доступным не всем. Таким образом, Библия Пискатора оказалась в библиотеках, принадлежавших богатым, знатным людям, а также у представителей духовенства, в монастырях, и в храмах, в качестве вкладных изданий. Сейчас в России известно около 50 экземпляров увража, хранящихся в разных собраниях, а также некоторое количество разрозненных листов гравюр, входивших в издание.
Гравированные иллюстрации к библии, которыми являлся Theatrum biblicum, служили предметом для изучения русскими художниками, которые использовали их, в большей или меньшей степени, при создании икон, стенописи, предметов прикладного искусства.
Экземпляр, хранящийся в научной библиотеке Третьяковской галереи, происходит из собрания И. С. Остроухова, поступившего в галерею в 1929 году. Владельческая запись говорит о том, что ранее книга принадлежала архиепископу Вологодскому и Белозерскому Симону. Учеными установлено, что данный увраж принадлежит к изданию 1643 года. Это один из наиболее полных из известных экземпляров второго издания. В него входят циклы гравюр, посвященные Ветхому и Новому завету. Часть листов утрачены в разное время. Среди особенностей, присущих этой книге - наличие наиболее раннего списка перевода на церковнославянский язык латинских подписей.
Лист 113 «Орфа покидает Руфь и Ноеминь» входит в серию из четырех гравюр, созданных гравером Филипсом Галле по оригиналам Адриана де Веердта. Серия «История Руфи» является превосходным образцом стиля А. де Веердта – представителя старшего поколения нидерландских маньеристов.
История Руфи гласит, как две овдовевшие женщины: Руфь и ее свекровь Ноеминь бедствовали без мужей. Когда Руфь собирала на сжатом поле колосья для пропитания, она познакомилась со знатным Воозом, который впоследствии стал ее мужем. Руфь почитается в Библии как праматерь царя Давида.
Надписи гравированные под изображением: «Орфа в отчий дом идет, сестру покидая; / Вот с одинокой свекровью Руфь остается одна».