Theatrum biblicum. Библия Пискатора. Лист 196. История Авессалома. Авессалом встречает у ворот Иерусалима идущих на царский суд
1643
Размер - 236 x 336
Материал - бумага
Техника - резец
Инвентарный номер - МК-56
Поступило из собрания И.С. Остроухова. 1929
Библия Пискатора (Theatrum biblicum) – знаменитое гравированное западноевропейское издание, созданное голландским издательским домом Висхеров (Visscher), или Пискаторов, по одной из транслитераций. Эта книга представляет собой увраж – так называли дорогие книги, состоящие из листов гравюр на разные темы, снабженных пояснительными надписями. Библия Пискатора издавалась минимум четыре раза, в 1639, 1643, 1650 и 1674 годах, и включала около 500 листов резцовых гравюр по созданным ранее рисункам фламандских и голландских мастеров. Каждое новое издание отличалось составом гравюр. Издатели могли заменить листы из-за состояния печатной формы, а также исходя из понимания актуальности сюжетов.
В Россию книга попала в эпоху правления царя Алексея Михайловича при участии голландских торговцев и быстро получила довольно широкое распространение. Несмотря на то что печатных изданий во второй половине XVII столетия было уже достаточно много, книга продолжала оставаться дорогим предметом, доступным не всем. Библия Пискатора оказалась в библиотеках, принадлежавших богатым, знатным людям, а также у представителей духовенства, в монастырях и храмах в качестве вкладных изданий. Сейчас в России известно около 50 экземпляров увража, хранящихся в разных собраниях, и некоторое количество разрозненных листов гравюр, входивших в издание.
Гравированные иллюстрации к Библии, каковой была Theatrum biblicum, изучались русскими художниками, которые в большей или меньшей степени использовали их при создании икон, стенописи, предметов прикладного искусства.
Экземпляр, хранящийся в научной библиотеке Третьяковской галереи, происходит из собрания И.С. Остроухова, поступившего в галерею в 1929 году. Владельческая запись говорит о том, что ранее владельцем книги был архиепископ Вологодский и Белозерский Симон. Учеными установлено, что настоящий увраж принадлежит к изданию 1643 года. Это один из наиболее полных из известных сегодня экземпляров второго издания. В него входят циклы гравюр, посвященные Ветхому и Новому Заветам. Часть листов утрачена в разное время. Среди особенностей этой книги – наличие наиболее раннего списка перевода на церковнославянский язык латинских подписей.
Еще один отличительный признак – вплетенный первый лист с созданной в Мюнхене в 1589 году гравюрой Йоханна Саделера I по оригиналу Ханса фон Аахена «Богоматерь с Младенцем на троне, с предстоящими Иоанном Предтечей, Иоанном Богословом и двумя ангелами». Лист был отпечатан в Венеции во второй половине XVII века. Это образец искусства северного маньеризма, культивировавшегося при пражском дворе императора Рудольфа II. В изысканных формах, удлиненных пропорциях фигур очевидно влияние искусства Пармиджанино. Гравюра не встречается более ни в одном из известных нам экземпляров Theatrum biblicum. По-видимому, она была вплетена в экземпляр Третьяковской галереи уже в России.
Надписи, гравированные на изображении: «Наказание и награда. // Жертва, приятная Богу, – разум смиренный; печалью / Сердце томимое тяжкой примешь Ты, Боже благой. // Ты далеко прогнал весь мой грех и болезни: / Пусть похвалу Тебе, Боже, глас мой поет».