Александрия Сербская. Полуустав. Лист 14 (оборот). Два изображения Изучение Александром двенадцати звезд. Изучение Александром семи планет
1650-е, с дополнениями начала XIX века
Размер - 27 x 18
Материал - бумага
Техника - чернила, киноварь
Инвентарный номер - МК-8
Поступило в библиотеку Третьяковской галереи по завещанию П.М. Третьякова
Греческий роман об Александре Македонском (356-323 гг. до н.э.) был записан, вероятно, в египетской Александрии в III веке, и, впоследствии, неоднократно перерабатывался и дополнялся. К концу XIX исследователям были известны три наиболее ранние греческие редакции романа, позже были обнаружены еще три. В настоящее время все эти редакции обозначены буквами греческого алфавита. Александрия Сербская вероятнее всего получила свое называние в связи с южнославянским происхождением перевода романа с греческого языка.
На Руси Александрия Сербская известна с XV столетия. Некоторые особенности текста, не имеющие аналогов в южнославянских рукописях, позволяют ученым делать вывод о наличии общего источника, протографа. Все дошедшие до нас русские списки Александрии Сербской с развернутыми циклами иллюстраций относятся к XVII веку. Художник, создавший миниатюры для рукописи, хранящейся в Третьяковской галерее, по всей видимости, обращался к ранним иллюстрированным книгам, среди которых Лицевой Летописный свод, Хроники Георгия Амартола и другие.
Лист 14 (оборот). Два изображения
Изучение Александром двенадцати звезд.
Восседающий на троне со ступенчатым подножием Александр обращается к волхву Нектанаву, снимающему перед ним шапку. За троном стоят юные воины в доспехах и шлемах. Справа изображены сидящий на скамье Александр и стоящий Нектанав, который держит закрытую книгу в левой руке, а правой указывает на звезды. Александр, держащий в левой руке раскрытую книгу, повторяет жест своего учителя. На фоне-дворцовые постройки разнообразной формы.
Изучение Александром семи планет.
Сидящие на скамье с подножием Александр и Нектанав занимаются учением: волхв обращается к царевичу, держащему в поднятой правой руке раскрытую книгу. На фоне – стены с зубцами и дворцовые постройки разнообразной формы. По сторонам от центральной постройки помещены изображения солнца и луны.