Журавлев Фирс (1836-1901)
Перед венцом
Начало 1870-х
Размер - 99 x 134
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.540
Приобретено П.М. Третьяковым. До 1893
Картина Ф.С. Журавлёва «Перед венцом» пользовалась очень большой популярностью, она неоднократно воспроизводилась под разными названиями: «Благословение невесты», «Перед свадьбой», «Невеста», «Брак по приказу». Художник повторял сюжет несколько раз.
«Женский вопрос», поднятый в картине художником, был очень актуален в то время. В публицистике активно обсуждались волнующие общество темы нового социального статуса женщины, женского образования и труда, роль женщин в науке, литературе, художествах, праве на брак по любви и многое другое. В литературе самые известные, пожалуй, романы – «Кто виноват» А.И. Герцена (1846), «Что делать» Н.Г. Чернышевского (1862–1863), «Отцы и дети» Тургенева (1862), драма А.Н. Островского «Гроза» и другие ставили те же вопросы.
В жанровой живописи 1870–1890-х годов «женский вопрос» отражен сюжетами трудного, подчас бедственного положения женщин, чаще вдов и молодых девушек «на выданье», в том числе крестьянок. Все они были лишены права голоса в силу традиционных патриархальных устоев русской жизни. Одним из самых распространенных сюжетов стала тема «насильного брака».
«”Благословение невесты” – близкий pendant к “Неравному браку” Пукирёва, только в рамках купеческого, а не дворянского семейства. Невеста в богатом свадебном уборе, <…> вся ее душа измучена и дрожит <…> Поза, выражение – все в этой фигуре чудесно и правдиво. К несчастью, нет никакого характера и душевной физиономии у отца» – так размышлял один из ведущих критиков эпохи Владимир Стасов именно о варианте, который оказался в собрании П.М. Третьякова.
Сегодня наш взгляд на сцену, воспроизведенную в картине, несколько иной. В центре комнаты – обессилевшая от рыданий невеста упала на колени перед отцом. Одетая в дорогое светлое подвенечное платье и украшенная золотыми браслетами на руках, молодая девушка в отчаянии закрывает лицо руками. Тщательно выписанные подробности интерьера дополняют сведения о достатке семьи – мебель, ковры, портьеры, богатый золоченый иконостас не спасают героиню от постигшего ее несчастья. Отец, седобородый купец в долгополом сюртуке и смазных сапогах, стоит в тяжелом раздумье. Журавлёв избрал момент накануне венчания, когда ничего изменить нельзя. Глава семейства выглядит более растерянным, чем недовольным, он скорее сочувствует дочери, расстроен и даже удручен, но все решено. Брак будет заключен. Еще одной женской драмой пополнится современная жизнь, «сквозь наружный блеск и богатство будут литься вечные слезы».