Картина неизвестного художника написана в жанре натюрморта, в котором основное внимание уделено предметам неживой природы. В переводе с французского nature morte – «мертвая натура». Деление живописи по жанрам оформилось в европейском искусстве в XVII веке. Из Европы во времена правления Петра I мода на натюрморт пришла в Россию.
Полотно кисти неизвестного художника принадлежит к разновидности «кабинетного» натюрморта-обманки, который получил распространение в 1730–1840-х годах. Основная задача художника при исполнении обманки – как можно более правдоподобно изобразить объект, чтобы его было сложно отличить от реального. Иллюзорность достигалась применением особых приемов демонстрации предметов, отсутствием перспективных сокращений и точным воспроизведением разнородных материалов. Такие натюрморты украшали стены, декоративные ниши особняков, витрины книжных шкафов и полки, радуя глаз хозяев и их гостей.
На поверхности холста изображена деревянная панель с точной имитацией текстуры дерева. На ней будто бы прибиты гвоздями две небольшие живописные картины анималистического жанра и тонкие красные тесемки-зажимы. Этими держателями разделены на шесть групп и закреплены на плоскости доски листки с печатным текстом и эстампами, миниатюрные записные книжки, измерительные приборы и живые растения. Художник таким образом поэтизировал повседневность, передавая неповторимое очарование привычных бытовых вещей, которые для нас служат уникальными свидетелями конкретной исторической эпохи и помогают в деталях представить ее характер.
В Государственном Русском музее хранится акварель (1791) работы С.И. Шугова (1741–?), на которой воспроизведен измененный фрагмент этой картины – пачка бумаг, изображенная в правом нижнем углу натюрморта.