Иван Фёдоров – один из первых русских книгопечатников. Он служил дьяконом при церкви Николы Гостунского в Кремле. В 1553 году, после строительства в Москве Государева печатного двора, возглавил типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу «Деяния и послания святых апостолов».
В 1870 году председатель Московского археологического общества предложил установить в Москве памятник Ивану Фёдорову. Была организована подписка, собравшая 25 тысяч рублей. Для создания памятника был выбран Марк Антокольский, но сначала он отказался, считая, что его работу оценят несправедливо. Однако позже Антокольский изменил свое решение и в 1885 году представил эскиз монумента. Комиссия общества археологии забраковала его, считая, что скульптор изобразил Ивана Фёдорова как рабочего, в то время как он был не только рабочим, но и добродетельным человеком, пострадавшим за свое дело. В 1901 году был проведен конкурс на памятник первопечатнику, в котором приняли участие Василий Ключевский, Аполлинарий Васнецов, Сергей Волнухин и Анна Голубкина. Проекты должны были быть представлены под девизом в масштабе два вершка на аршин (вершок – 4,4 см, аршин – 71,12 см).
25 марта 1902 года под председательством графини П.С. Уваровой состоялось заседание образованной при Московском археологическом обществе комиссии по присуждению премий за проекты памятника. В заседании участвовали: городской глава кн. В.М. Голицын, товарищ председателя Исторического музея И.Е. Забелин, проф. А.И. Кирпичников, проф. В.О. Ключевский, проф. скульптуры М.А. Чижов, проф. живописи В.М. Васнецов, проф. архитектуры К.М. Быковский и академик скульптуры С.У. Соловьёв.
Всего было представлено 28 проектов – пишет журнал «Искры» № 14 за 1902 год. Конкурс был закрытый, работы показаны под девизами. Первую премию присудили проекту «Плёс», принадлежавшему преподавателю училища живописи, ваяния и зодчества С.М. Волнухину. Вторую премию за модель под девизом «Ярославль» также получил он. Третьей премии были удостоены преподаватель Строгановского училища технического рисования Н.А. Андреев и архитектор И.В. Жолтовский, представившие проект под девизом «Стена». Комиссия отдала предпочтение моделям первопечатника, стоящего с книгой в руках. Анна Голубкина не была удостоена какого-либо места.
Михаил Лазаревич Сковородин – скульптор и график. По словам сына скульптора, вероятно, в период учебы в 1950-е годы в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной Сковородин решил повторить модель А.С. Голубкиной, представленную на конкурс памятника первопечатнику в 1901 году. Работа с небольшими отклонениями в пластике и в меньшем масштабе повторяет композицию эскиза, за исключением цвета тонировки: Анна Семёновна тонировала свои произведения исключительно под бронзу.
Копию эскиза А.С. Голубкиной к памятнику первопечатнику Ивану Фёдорову в дар Третьяковской галерее в 2015 году преподнес сын скульптора Дмитрий Михайлович Сковородин.