Теребенев Михаил (1795-1864)
Епископ Воронежский Митрофан жертвует монастырскую сумму Петру I в 1696 году на сооружение флота для осады Азова
1851
Размер - 31,5 x 24
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.27626
Приобретено у А.М. Колударова. 1948
Михаил Иванович Теребенев – живописец, миниатюрист, акварелист. Писал портреты и образа для церквей, занимался реставрацией картин. Сын мастера орнаментальной скульптуры И.Е. Теребенева, брат скульптора и рисовальщика И.И. Теребенева, дядя скульптора А.И. Теребенева, отец живописца и графика Н.М. Теребенева.
В 1803–1815 годах учился в Императорской Академии художеств. С 1811 года посещал занятия в портретном классе у С.С. Щукина. В 1815 году за картину «Русская крестьянская свадьба» (1814–1815; холст, масло), приобретенную императрицей Марией Фёдоровной, получил большую золотую медаль и аттестат 1-й степени на звание классного художника. В 1830 году за миниатюрный «Портрет профессора скульптуры В.И. Демут-Малиновского» (кость, акварель, гуашь) получил звание академика.
В 1848–1850 годах Теребенев создал серию рисунков для литографий к изданию «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск». В 1832–1857 преподавал в артиллерийском инженерном училище в Санкт-Петербурге. Написал образа для Сионского собора в Тифлисе (1837), 14 аналойных образов и 4 образа для хоругвей для церкви Михайловского артиллерийского училища (1860); для церкви Петропавловской больницы в Санкт-Петербурге (1861); походный иконостас с чертежей А.Е. Егорова (1861); плащаницу для церкви Петропавловской больницы (1861). В сентябре 1864 года представил Совету Академии картину «Освобождение крестьян из крепостного состояния» (холст, масло).
В ранние годы М.И. Теребенев работал как миниатюрист. В середине 1820-х обратился к жанру акварельного портрета, используя привычную для него технику миниатюрного письма. Писал в основном погрудные и поясные портреты, представляя модель на однотонном фоне, затененном легкой штриховкой. Большое внимание уделял передаче деталей костюма и аксессуаров, подчеркивая социальный статус модели. Испытывая влияние романтизма, старался передать душевные качества моделей.
Сюжет картины относится ко времени, когда Россия искала выход к морю. Первый поход по завоеванию турецкой крепости Азов в 1695 году закончился неудачей. Тогда Пётр I принял решение взять приморское укрепление с помощью флота. В 1696 году в Воронеже по указу будущего императора был заложен Адмиралтейский двор и началось строительство кораблей. 18 июля 1696 года в результате совместных действий армии и флота молодой царь сумел одержать первую военную победу и овладеть цитаделью.
Немалую поддержку начинаниям Петра I оказывал епископ Воронежский Митрофан. Он одобрял его политику по просвещению Российской державы, благословлял закладку и строительство Санкт-Петербурга. Историческая встреча царя и епископа в Воронеже состоялась 25 марта 1696 года. Здесь во время посещения Благовещенского собора Митрофан передал Петру I епархиальные деньги на строительство Российского флота.
В 1851 году, когда была написана картина, отмечались сразу две важные даты: 265 лет со времени основания города Воронежа и 155 лет Азовской баталии. Вероятно, юбилейные торжества послужили поводом для обращения художника к этой теме.