Преподобный Сергий Радонежский, с видом Троице-Сергиевой лавры. Святитель Николай Чудотворец. Преподобный Никон Радонежский. Складень трехстворчатый
Последняя треть XIX века
Размер - 15,5 x 17,5 x 1,3
Материал - дерево, стекло
Техника - резьба
Инвентарный номер - ДР-2126
Поступил на основании решения Калининского народного суда г. Москвы. 1993
Характерной особенностью искусства миниатюрной резьбы мастеров Сергиева Посада, ориентированного прежде всего на многочисленных паломников, посещавших Троице-Сергиеву лавру, было обращение к жизни и деятельности основателя Троицкой обители – преподобного Сергия Радонежского. Одна из самых распространенных композиций, которую воспроизводили в резьбе посадские мастера, – святой на фоне Троицкого монастыря. Характерный пример – композиция в среднике публикуемого складня. Преподобный изображен в рост, благословляющим правой рукой и держащим свернутый свиток в левой. На створах представлены традиционные изображения святителя Николая Чудотворца, правая рука которого поднята в жесте благословения, левая держит Евангелие (слева) и Никона Радонежского в молении (справа). Образ первого, как считали в XIX веке, особо почитался Сергием, что послужило одной из причин его изображения на створах складней. Второй святой непосредственно связан с Троицкой обителью, он был учеником Сергия и его преемником на посту игумена.
Складной образ был резан одним из искуснейших посадских мастеров. Рельефная композиция многопланова. Фигуры святых решены в живоподобной манере, в высоком рельефе, фон более условный, плоскорельефный. Резчик виртуозно передал объем, пластику изображенных, лики наделил портретными чертами. Особую роль в выразительности сцен играет насыщенный синий фон.
Выделяется складень и тем, что сохранился почти в первозданном виде (за исключением фигурного завершения центральной створы и ножек на нижних торцах).