Астрахов Василий (? - 1867)
Обжорный ряд у Китайгородской стены в Москве
1856
Размер - 43 x 57,5
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-740
Приобретено у Т.Н. Гринчар, Москва. 1974
Василий Астрахов – один из малоизученных московских художников XIX века. В 1850-е годы он создал ряд жанровых сцен на сюжеты из народной жизни. Среди них картина «Купцы, играющие в шашки» (1852, Исторический музей), а также рисунки «Троицын день на Даниловском кладбище в Москве» (1850-е), «Гулянье» (конец 1850-х – начало 1860-х), «В купеческом доме», «На выставке картин Айвазовского в Москве» (первая половина 1860-х,; все – Третьяковская галерея).
Старинная городская архитектура контрастирует с бурлящей пестрой разноликой толпой. Автор любуется древней каменной кладкой и благородными формами храма, освещенного ярким солнцем. Мерному ритму зданий противопоставлены суетливые движения торговцев и посетителей Обжорного ряда. Продавцы зазывают покупателей, разносчики спешат с коробами, подносами, сковородками. Разливаются напитки, падает оброненный товар, кричат торговцы и подгулявший народ; затесались в толпу и представители благородных сословий вроде господина в цилиндре с бабочкой на шее и его спутницы. Ни один из эпизодов не привлекает особенного внимания зрителя – художник создает цельный образ толпы, в которой пульсирует жизнь. В отличие от своего современника Василия Перова, Астрахов, показывая мир городской бедноты, не вглядывается в отдельные лица и не обличает пороки общества. Физиономии людей, жесты, пестрые костюмы и разнообразная утварь явлены подобием нарядной мозаики, которую подсвечивают лучи утреннего солнца.