Василий Астрахов – один из малоизученных московских художников XIX века. В 1850-е годы он создал ряд жанровых сцен на сюжеты из народной жизни. Среди них картина «Купцы, играющие в шашки» (1852, Исторический музей), а также рисунки
«Троицын день на Даниловском кладбище в Москве» (1850-е),
«Гулянье» (конец 1850-х – начало 1860-х),
«В купеческом доме»,
«На выставке картин Айвазовского в Москве» (первая половина 1860-х,; все – Третьяковская галерея). Картина «Обжорный ряд у Китайгородской стены» написана спустя три года после того, как Астрахов окончил Московское училище живописи и ваяния и получил звание свободного художника. Она продолжает мотивы предшествующих рисунков, отличаясь от них сложной многофигурной композицией.
Празднования и гуляния, рыночная торговля, кабаки, харчевни – городская жизнь привлекала внимание многих художников середины XIX века. Обжорным рядом называлось место, где торговали недорогой готовой едой и завсегдатаями которого были небогатые горожане. В Москве он располагался рядом с одним из участков Китайгородской стены, недалеко от Никольской улицы и здания Манежа. На картине видны Владимирские (Никольские) ворота и примыкающая к ним церковь Владимирской Божией Матери. Все эти постройки были позднее снесены. Именно поэтому картина, помимо своей художественной ценности, является еще и историческим документом, сохранившим вид одного из колоритных московских мест.
Старинная городская архитектура контрастирует с бурлящей пестрой разноликой толпой. Автор любуется древней каменной кладкой и благородными формами храма, освещенного ярким солнцем. Мерному ритму зданий противопоставлены суетливые движения торговцев и посетителей Обжорного ряда. Продавцы зазывают покупателей, разносчики спешат с коробами, подносами, сковородками. Разливаются напитки, падает оброненный товар, кричат торговцы и подгулявший народ; затесались в толпу и представители благородных сословий вроде господина в цилиндре с бабочкой на шее и его спутницы. Ни один из эпизодов не привлекает особенного внимания зрителя – художник создает цельный образ толпы, в которой пульсирует жизнь. В отличие от своего современника Василия Перова, Астрахов, показывая мир городской бедноты, не вглядывается в отдельные лица и не обличает пороки общества. Физиономии людей, жесты, пестрые костюмы и разнообразная утварь явлены подобием нарядной мозаики, которую подсвечивают лучи утреннего солнца.
Позднее московский Обжорный ряд привлек внимание художника Владимира Маковского, который представил его на картине
«Обед» (1875, Третьяковская галерея), однако решил сюжет совсем в другом ключе.