Константин Трутовский происходил из дворян и был в родстве с семьей известного литератора С.Т. Аксакова. В 1839–1845 годах Трутовский учился в Николаевском военно-инженерном училище в Санкт-Петербурге одновременно с Ф.М. Достоевским, с того времени ставшим другом художника. Продолжая после окончания курса числиться в училище репетитором по живописи и архитектуре, в 1845–1849 годах Трутовский обучался в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи у профессора Ф.А. Бруни и позже, в 1856 году, был удостоен звания неклассного (свободного) художника. Он приобрел известность не только как живописец, но также как мастер акварели и книжной графики: создавал иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя, И.А. Крылова, Т.Г. Шевченко, с 1857 года состоял членом Бельгийского общества акварелистов.
Основной тематикой своего творчества Трутовский избрал жанровые сцены. Художник, родившийся в Харьковской губернии и подолгу живший в Курской, прекрасно знал местный быт и часто изображал обитателей южнорусских и малороссийских сел и уездных городов, увлеченно передавая их облик, повседневные и праздничные занятия. В 1861 году Трутовский был удостоен звания академика живописи за картину
«Хоровод в Курской губернии» (1860, Третьяковская галерея), приобретенную П.М. Третьяковым.
Картина «Базар в провинции» была показана в 1880 году на 4-й выставке Общества выставок художественных произведений, созданного при Академии художеств и призванного составить конкуренцию деятельности Товарищества передвижников. Возможно, Трутовский изобразил площадь небольшого города Обоянь (в 1875 году он возглавлял земскую управу Обоянского уезда). В шумный базарный день площадь уставлена лавками, возами и заполнена местными жителями, среди которых внимательный глаз художника выделяет наиболее характерные и яркие типажи: помещиков, приехавших на рынок, крестьян, торгующих горшками и крынками, стоящую у воза миловидную девушку в нарядном сарафане, нищих странников, расположившихся на отдых, попа с попадьей, беседующих с дьяконом (в глубине виднеется большая каменная церковь, очень похожая на храм Смоленской иконы Божьей матери, построенный в Обояни в конце XVIII века). В центре толпы выделяются господин, энергично приветствующий молодую даму, и юная барышня, крепко прижавшая к себе новую куклу – персонажи, явно портретные и непосредственно связанные с автором картины.