В начале ХХ века в связи с приближающимся столетием со дня рождения Н.В. Гоголя возникла идея установки памятника писателю в Москве, где он жил с 1848 года и скончался в 1852-м. Был объявлен сбор средств, и к 1900 году собрали около 84 тысяч рублей. В 1902 году в зале Городской думы прошла выставка проектов, среди которых экспонировалась и эта работа Р. Баха. Победитель не был определен, конкурс постановили продолжить. В результате длительной работы был отобран и осуществлен проект скульптора Н.А. Андреева. Памятник торжественно открыт в Москве в 1909 году.
К участию в конкурсе на памятник Н.В. Гоголю Р. Бах пришел не новичком. По его проекту уже был установлен памятник А.С. Пушкину в Царском Селе. (1900). Скульптор изобразил поэта сидящим на садовой скамье. Это был сложившийся к концу XIX века тип памятника творческому человеку – писателю, музыканту, историку. Фигура чаще подавалась сидящей, что позволяло создать атмосферу углубленности, погруженности во внутренний мир героя. Такого типа памятники хорошо вписывались в пейзажные парки, закрытые пространства и значительно отличались по решению и задачам от памятников правителям и государственным деятелям.
Именно таков и проект монумента Гоголю. Писатель представлен беседующим в интерьере гостиной. Он одет в городской костюм, в котором наносят визиты или принимают посетителей. Спокойная поза Гоголя, удобно расположившегося в кресле, свидетельствует о дружеском общении с собеседником, гармоничном душевном мире персонажа. Это в достаточной мере интимный проект, рассчитанный на небольшое пространство в городской или парковой среде.