Старшая дочь художника Михаила Нестерова Ольга обладала, по воспоминаниям современников, природными изяществом и утонченностью. Образы Ольги на портретах, созданных любящим отцом (
«Портрет О.М. Нестеровой» (1905, Третьяковская галерея), «Портрет О.М. Нестеровой («Амазонка»)» (1906, Русский музей), воплотили в себе эти черты и стали для современников аллегорией женственности.
Фотографии Ольги Михайловны, хранящиеся вместе с архивными документами М.В. Нестерова, тоже передают тонкую грацию девушки, унаследованную ею от матери Марии Ивановны Мартыновской. Нестеров, со слов дочери, говорил, что его первая супруга обладала «неуловимой прелестью, природной оригинальностью и удивительной женственностью», привлекавшей «всех знавших ее».
К сожалению, Мария Ивановна умерла вскоре после родов, и Ольгу воспитывала в Уфе, в отдалении от отца, сестра Нестерова Александра Васильевна. Нестеров навещал родных, присылал им отрезы ткани и наброски наиболее модных фасонов платьев, костюмов и шляпок. Вместе с сестрой они привили «ненаглядной Олюшке» вкус к элегантным нарядам. Судя по фотографиям, Ольга с детства привыкла носить изысканную одежду даже в повседневной жизни.
Когда дочери было 12 лет, Нестеров отдал ее в институт благородных девиц в Киеве, где работал тогда над росписью Владимирского собора. Классная дама этого учебного заведения, Екатерина Петровна Васильева, в 1902 году стала второй женой художника.
Платье, в котором девушка запечатлена на этой фотографии, было куплено для выпускного бала в институте. Вероятно, оно было заказано в Петербурге (фотография сделана в столичном ателье); известно, что весной 1904 года Нестеров ездил туда по делам. Наряд сшит по моде эпохи модерн: широкие рукава «жиго» подчеркивают тонкость талии, затянутой в корсет, вместе с пышной юбкой без каркаса силуэт напоминает песочные часы.
Но не только изысканное платье привлекает к себе внимание на фотографии. Молодая девушка на снимке будто не замечает фотоаппарата, будучи погруженной в свой внутренний мир. Такой – хрупкой, немного меланхоличной, будто живущей романтическими грезами Серебряного века – она запомнилась современникам и благодаря ее портретам.
Судьба Ольги оказалась непростой, хотя в ней были и светлые полосы. В 1912 году она стала женой юриста Виктора Николаевича Шретера. Не получив специального образования, она была художником-прикладником и создавала вышивки в технике глади, работала в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке. В 1937 году ее муж был обвинен в шпионаже и приговорен к смертной казни. Ольгу как жену врага народа отправили в ссылку в Джамбул. В 1941 году Ольгу удалось вернуть в Москву, но до конца жизни (умерла в 1973 году) она оставалась инвалидом.
Фотографии Ольги Михайловны сохранили ее той молодой девушкой, какой она запечатлена и на портретах кисти ее отца, – утонченной, статной, возвышенно красивой.