Гречина Ольга (род. 1947)
Терракотовая танцовщица
1990-1993
Размер - 150 x 180
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6833
Дар автора. 2008
Ольга Гречина – яркая представительница поколения художников-семидесятников. Она воспринимает жизнь как явление многослойное и противоречивое, склоняясь к иносказательности, воплощаемой через колорит, композицию, линейный и ритмический строй. В стремлении найти точные образы для передачи духовной и физической сфер бытия она часто экспериментирует, соединяя в своих произведениях приемы графики, прикладного и фотоискусства, использует цитирование, гиперболизацию и монтаж, сближаясь таким образом с мастерами поп-арта.
Опыт личного переживания политических событий первой половины 1990-х годов побудил Ольгу Гречину к анализу и эстетическому осмыслению окружающей действительности. Результатом ее поисков стало создание композиции, заключающей в себе глубокий и емкий образ, наполненный размышлениями о неустойчивости привычного миропорядка, судьбе художника, будущем своего ремесла, роли искусства и свободного творчества на сломе эпох.
Ольга Гречина изображает мастерскую художника, увиденную сквозь сорванные с петель проржавевшие створки оконной решетки. Сила невидимого взрыва сметает систему устоявшегося положения вещей, внося хаос и разрушение в пространство мастерской, наполненной осколками и обрывками предметов и изображений, объектами, утратившими свою целостность. В центре полотна расположена глиняная фигурка танцовщицы с раскинутыми руками, защищающая сосуд с атрибутами живописи – кистями. Ее поза вызывает ассоциации с образом распятого Христа и с расстреливаемыми испанскими повстанцами с полотна Ф. Гойи «3 мая 1808 года» (1814). С одной стороны, ее жест демонстрирует открытость и бесстрашие, с другой – отчаяние. Автор вводит мотивы сопротивления роковым обстоятельствам и самопожертвования во имя идеи. Образ танцовщицы приобретает характеристики альтер эго художницы, творчески переосмысливающей повседневность. Сама статуэтка, безликие торсы и пульсирующие объемные сердца, застывший музыкант с полотна французского живописца Фернана Леже (1881–1955), расфокусированные маски на стенах в глубине мастерской становятся частью сложносочиненной мизансцены, источником которой послужили идеи и образы искусства модернизма, в частности сюрреализма с его интересом к идее механического тела-марионетки, подчиненного воле другого субъекта.
Цветовая гамма полотна сдержанна – общему холодному тону противопоставлена фигурка танцовщицы, написанная охрой, ярко-красные штрихи и набрызги, вызывающие ассоциации с кровью, символизируют превосходство жизненной энергии перед хаосом. Противопоставляя прямую и обратную перспективы, свет и тень, теплый и холодный колорит, плоскость и глубину, фактурность и гладкую поверхность холста, рукотворность и механистичность, Гречина ищет точку равновесия противоположных начал, то место, где может быть положен отсчет новому времени – времени гармонии, свободы творчества и самовыражения.